ДЕРЕВЯННЫЕ ДЕТИ ЯПОНИИ

Накануне 8 Марта в театре «Арлекин» открылась выставка «Мир японских кукол кокэси», которая будет работать до конца мая

Омск стал первыми городом России, увидевшим эту коллекцию традиционных и авторских деревянных кукол и других игрушек Страны восходящего солнца.

Всё скажут глаза

Коллекция, предоставленная Японским фондом, ездит по всему миру. В нашей стране она оказалась впервые, и ближайшие пять лет будет путешествовать по России. На выставке представлено 74 экспоната: традиционные и авторские кокэси, деревянные игрушки, куклы для праздника Хинамацури (День девочек, празднуется в Японии 3 марта) и дарума — куклы-неваляшки, чьим прообразом стал сам Будда.

По неофициальной версии, кокэси более тысячи лет, а по официальной, которой придерживается и Японский фонд эти традиционные куклы начали делать в регионе.Тохоку двести лет назад. За эти годы сложилось одиннадцать школ, каждая из которых изготавливает кокэси по своим строгим правилам: зная их, можно по форме головы куклы, размеру ее глаз или даже изображенным на ее туловище цветам определить название школы. Все одиннадцать типов кокэси представлены на выставке.

-Для изготовления кукол используется древесина вишни, клена, хурмы или белого кизила. Осенью дерево срезается и потом долго сушится — от года до пяти лет, — рассказывает Анастасия ТОЛМАЧЁВА, ведущий РК-менеджер театра «Арлекин». — Затем мастер в течение целого дня вытачивает заготовки на токарном станке, а на второй день их расписывает.

Для авторских кокэси, также представленных в экспозиции, нет иных ограничений, кроме замысла художника. Мастер, создавая куклу, выражает свою творческую идею — и кокэси уже не сувенир, а произведение искусства с соответствующей ценой. К тому же создает такие творения очень узкий круг художников.

Прихотливые создания

Феномен популярности кокэси в Японии — яркое отражение национального менталитета, который ценит во всем простоту и недосказанность. Дороже может цениться кукла с минимальной росписью, нежели богато декорированная. Кокэси демонстрируют многовековое умение мастеров этой страны играть на выразительности фактуры дерева. Цветовая гамма гармонируете природной фактурой: в росписи кукол — никаких «химических» оттенков. — По условиям хозяев выставки, мы со всеми экспонатами должны были работать только в белых хлопчатобумажных перчатках. Причина в том, что расписаны куклы водорастворимыми натуральными красками: чуть влага на них попала — и рисунок может быть испорчен. Такие краски при всем желании на дереве не дадут ярких, кричащих цветов, — пояснила художник экспозиции Дарья АЛЕКСАНДРОВА.