Острейшую ситуацию с парковочными местами для автовладельцев усугубляют неразвитая транспортная сеть города и отсутствие свободной земли в его центре. Выход из положения ищут архитекторы и чиновники, но пока безуспешно.
Главный архитектор ТПИ «Омск-гражданпроект» Богдан МРЫГЛОД
посетовал на то, что плохо работает связка Фрунзе — Жукова и вообще нет дорог вдоль Оми. Свободной земли для открытых парковок в центре просто не существует, а возможности организации других крайне ограничены. Тем не менее их надо использовать.
С градостроительной точки зрения наиболее рациональны подземные парковки, но они же и самые дорогие. Построить такие паркинги Мрыглод предложил под ТЭЦ-1 и улицей Гусарова, под набережными Тухачевского и Оми. Многоэтажные вдвое дешевле, но строят их пока неохотно. Тем не менее площадки для них зарезервированы — в районе «Флагмана», улиц Бударина, Пушкина и Чокана Валиханова. Есть еще вариант механизированных «этажерок», его можно использовать, пристыковывая к торцевым стенам зданий, но таких не так уж много. Вдоль Оми, по мнению Мрыглода, можно было устроить полуподземные парковки, которые одновременно служили бы и как берегоукрепление. В любом случае в центре надо развивать дорожную сеть, строить транспортные развязки.
Директор департамента строительства Сергей КОЗУБОВИЧ ничего против развязок не имеет, но напомнил, с какими сложностями возводилось такое хитросплетение на Гагарина — Щербанева. С 2005 года развязка строилась несколько лет и не сказать чтобы уж очень сильно разгрузила движение на этом участке. В те же годы было разработано ТЭО берегоукрепления Оми между Юбилейным и Фрунзенским мостами, но оно осталось на бумаге из-за отсутствия финансирования.
Замдиректора департамента транспорта Вадим КОРМИЛЕЦ ратовал за то, чтобы омичи ездили в центр исключительно на общественном транспорте, потому как автовладельцы пользуются машиной 2-3 часа в сутки, остальное время она стоит. Чиновник высказал утопическую мысль: если мы сделаем общественный транспорт привлекательным, люди предпочтут ездить на нем, а не на личных автомобилях, им еще и дешевле обойдется. Интересно, Кормилец сам верит в то, что сказал?
Главный архитектор «Омскгражданпроекта» прошелся по улицам Петра Некрасова и Голика, что возле его работы, и не поленился посчитать количество припаркованных на них автомобилей. Удивительно, но на двух маленьких улочках общей протяженностью всего-то полкилометра зодчий насчитал 230 машин.
Микроисследование Богдана Мрыглода навело главного архитектора города Анатолия ТИЛЯ на любопытную идею. «Газоны и деревья на таких маленьких улочках все равно уничтожены. Может, тогда есть смысл не рассуждать о былом, а превратить эти проулки в парковки, и пусть себе там машины в рабочее время стоят?» — стал размышлять Тиль. Резон в этом, надо сказать, есть. Таких незаметных переулков как Голика, по которым за день проходит несколько десятков человек, на которые не выходят окна жилых домов, в центре Омска довольно много. Почему бы и не сделать из них временные автостоянки?
В целом градостроители ни к какому единому мнению, как и где парковаться в центре, не пришли. В «сухом остатке» зависло лишь понимание, что тему надо продолжать, приняв за основу прозвучавшие предложения по организации парковок, развязок и прочим мерам, направленным на то, чтобы не забивать исторический центр города «мерседесами» и «жигулями».
КОММЕНТАРИИ
Анатолий ЛУНИН, в 1979-2001 гг. заместитель главного архитектора Омска:
— Рассмотренная работа хороша на перспективу, но на ближайшее время она ничего не дает. На ее базе надо разработать конкретную программу действий. И прежде всего — повсюду в центре ввести плату за временные парковки. Не штрафы, а разумную повременную оплату. Это существенно разгрузит улицы исторического центра от стоящих на них и не дающих ни прохода, ни проезда машин.