Целесообразный выбор законодательства

Межведомственная комиссия не выявила нарушений земельного

Завершила работу независимая межведомственная комиссия во главе с заслуженным юристом России, доктором юридических наук Александром БУТАКОВЫМ, созданная по инициативе мэра для оценки законодательной практики в сфере земельных отношений. Александр Бутаков на брифинге в мэрии рассказал о работе комиссии и выводах, рекомендациях, сделанных её экспертами.

Комиссия дала оценку

Члены комиссии, несмотря на разные взгляды, споры на заседаниях, предельно ответственно отнеслись к поставленной задаче, подготовив аналитический материал и рекомендации для исправления ситуации. Напомним, зачем была создана эта комиссия. КСП Омска по результатам проверки выявила ряд нарушений в вопросах предоставления земельных участков. На ее основании правоохранительные органы провели собственную проверку, по материалам которой было возбуждено уголовное дело. Тогда мэр распорядился создать, межведомственную комиссию, чтобы разобраться в запутанной, юридически неоднозначной ситуации с землей.

В состав комиссии, которую возглавил один из ведущих специалистов в области права, доктор юридических наук, в недавнем прошлом первый заместитель председателя областного правительства Александр Бутаков, вошли юристы, депутаты, архитекторы, бизнесмены, представители общественных организаций, журналисты. Комиссия рекомендовала провести внутренний аудит, чтобы устранить локальные противоречия, сформировать новую конструкцию реализации полномочий по предоставлению земельных участков, сделав эту процедуру максимально прозрачной. Также комиссия предложила изменить практику применения органами местного самоуправления федерального закона о государственном кадастре недвижимости.

Итогом работы стало заключение о практике применения органами местного самоуправления города Омска законодательства о предоставлении земельных участков для строительства. С учетом заключения, составленного с детальной расшифровкой юридических положений, статей Земельного кодекса, можно сделать вывод, что в действиях департамента архитектуры и градостроительства нарушений требований антимонопольного или земельного законодательства не усматривается.

Два самостоятельных законных варианта

При детальном анализе Земельного кодекса РФ комиссия выявила ряд правовых коллизий. В частности, федеральное законодательство (ст. 30 Земельного кодекса РФ) предусматривает два варианта формирования земельных участков для строительства: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием. Речь, по сути, идет о выделении земельных участков на торгах, конкурсах (без согласования) и без торгов (с предварительным согласованием). Другими словами, предоставление земельных участков с предварительным согласованием, без торгов, направленное «на достижение целесообразности позиции органа местного самоуправления в условиях ограниченной конкуренции», не выходит за рамки правового поля. Это важно, прежде всего, чтобы выяснить, были нарушения в действиях департамента архитектуры или нет.

Правомочны оба варианта. Как подчеркнул Александр Бутаков, отвечая на вопрос обозревателя «Вечернего Омска», это два самостоятельных варианта, они оба законны. Поэтому необходим сбалансированный подход при выборе вариантов формирования земельных участков, с учетом экономической и социальной целесообразности.

Сбалансированный подход

Органы местного самоуправления на законных основаниях могут выбрать один из двух вариантов. Например, форму предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта. При этом все риски и ответственность ложатся на лицо (физическое, юридическое), сделавшее заявку на осуществление предварительного согласования.

Проще говоря, человек или организация, подавшие заявку на земельный участок, за счет собственных средств оплачивают комплекс землеустроительных работ, кадастрового производства, в дальнейшем берут на себя финансирование подключения объектов к сетям, платят арендную плату. Наконец, этот вариант позволяет гораздо быстрее построить на выделенном участке завод, или больницу, или детский сад, или магазин, или другой объект. По такой схеме, например, был выделен пустующий участок, на котором сейчас стоит и работает завод по выращиванию рыб ценных пород на Левобережье. Если бы был выбран другой вариант, не факт, что предприятие уже успели бы построить.

При варианте без предварительного согласования мест размещения объекта предоставление земельного участка осуществляется на торгах. Причем все затраты на землеустройство и риски берет на себя местное самоуправление, городская администрация. Нетрудно подсчитать, что выгоднее городскому бюджету. Хотя, безусловно, есть немало ситуаций, когда необходимо выставлять земельные участки на аукционы и конкурсы. Поэтому сбалансированный подход к решению этой непростой проблемы, о которой говорил Александр Бутаков, представляется наиболее оптимальным.