Решение было принято, невзирая на давление, которое оказывали конкуренты на членов тендерной комиссии.
«Полет» сумел доказать комиссии под председательством начальника управления гражданской авиационной техники, авиационного вооружения и военной техники «Росавиакосмоса» Валерия Воскобойникова, что в Омской области самые лучшие условия для производства АН-70
В финал конкурса вышли двое: государственное ПО «Полет» и самарское акционерное общество «Авиакор», которое производит Ту-154. При тайном голосовании члены комиссии подавляющим числом голосов отдали предпочтение омскому предприятию, которое уже имеет тесные связи с АНТК им. Антонова. Здесь выпускаются самолеты Ан-74 и Ан-3, а главное, полетовские специалисты сумели восстановить единственный экземпляр Ан-70, который потерпел аварию в нашем аэропорту.
Омичам впору было ликовать, однако при составлении заключительного протокола, под которым должны стоять подписи всех членов комиссии, возникли неожиданные проблемы.
— Во время тайного голосования комиссия высказалась за «Полет», но борьба на этом не закончилась, — сказал губернатор Омской области Леонид Полежаев. — Сразу же начались попытки конкурентов надавить на комиссию и переиграть результаты. Члены комиссии стали получать звонки из кабинетов высокопоставленных государственных чиновников. Думаю, что главный конкурент — Самарская область попытается даже выйти на президента…
Губернатор сообщил также, что встречался с генеральным директором Российского авиационно-космического агентства Юрием Коптевым, без подписи которого протокол будет недействительным. Он сумел убедить его, что у «Полета» есть еще одно важное преимущество: он является государственным предприятием, в то время как «Авиакор» — акционерным обществом. Правительству выгоднее иметь депо с «Полетом», он более защищен от посторонних влияний, чем организации с частным капиталом. В России уже есть печальный опыт ОАО «Пермские моторы», выпускающего силовые установки для илов. Совсем недавно этот завод едва не был куплен иностранцами, только экстренные меры, предпринятые правительством в прошлом году, спасли предприятие от перехода к иностранным хозяевам. В противном случае государство потеряло бы уже собственное производство моторов для аэробусов.
К Ан-70 иностранцы также испытывают слабость, так как этот самолет является уникальным.
— В Европе равная ему по экономичности, грузоподъемности и универсальности машина существует только на бумаге. — Таково мнение генерального конструктора АНТК им. Антонова Петра Балабуева. — Безусловно, многие потенциальные заказчики Ан-70 испытывают сильное давление со стороны западных держав, которые не хотят допустить выхода на рынок российско-украинского самолета.
Омской области организация производства нового самолета обойдется примерно в 50 миллионов долларов. Однако эти деньги могут вернуться, если Ан-70 начнет быстро продаваться. Уже известно, что один заказчик найден — некая авиакомпания с Украины. Она купит самый первый омский самолет. Немалые надежды возлагают полетовцы и на госзаказ.
— Несколько месяцев назад Минобороны РФ и правительство Украины обещали заказ на 164 и 56 самолетов соответственно, — говорит исполняющий обязанности заместителя генерального директора «Полета» по маркетингу Алексей Кудашов. К сожалению, пока эти планы витают в воздухе. Но мы надеемся, что это были не пустые обещания.
Кстати, ПО «Полет», а также омские предприятия «Релеро», «Трансмаш», Конструкторское бюро тяжелого машиностроения, институт «Авиапроект» вошли в вертикально-интегрированные холдинги, которые отныне будут получать оборонные госзаказы. Остальным фирмам придется выживать самим, например заняться гражданской продукцией. Вице-премьер РФ Илья Клебанов заявил, что в рамках реформирования оборонной отрасли в Сибирском федеральном округе количество предприятий, работающих на обороноспособность страны, будет сокращено со 114 до 58.