ПОЛЕТ, НЕВЗИРАЯ НА КОЗНИ КОНКУРЕНТОВ

ПОЛЕТ, НЕВЗИРАЯ НА КОЗНИ КОНКУРЕНТОВ

"Грузовик XXI века" - самолет Ан-70 будет производиться в Омске на ПО "Полет". Таков итог тендера, в котором участвовало около десяти российских предприятий

Решение было принято, невзирая на давление, которое оказывали конкуренты на членов тендерной комиссии.

«Полет» сумел доказать комиссии под председательством начальника управления гражданской авиационной техники, авиационного вооружения и военной техники «Росавиакосмоса» Валерия Воскобойникова, что в Омской области самые лучшие условия для производства АН-70

В финал конкурса вышли двое: государственное ПО «Полет» и самарское акционерное общество «Авиакор», которое производит Ту-154. При тайном голосовании члены комиссии подавляющим числом голосов отдали предпочтение омскому предприятию, которое уже имеет тесные связи с АНТК им. Антонова. Здесь выпускаются самолеты Ан-74 и Ан-3, а главное, полетовские специалисты сумели восстановить единственный экземпляр Ан-70, который потерпел аварию в нашем аэропорту.

Омичам впору было ликовать, однако при составлении заключительного протокола, под которым должны стоять подписи всех членов комиссии, возникли неожиданные проблемы.

— Во время тайного голосования комиссия высказалась за «Полет», но борьба на этом не закончилась, — сказал губернатор Омской области Леонид Полежаев. — Сразу же начались попытки конкурентов надавить на комиссию и переиграть результаты. Члены комиссии стали получать звонки из кабинетов высокопоставленных государственных чиновников. Думаю, что главный конкурент — Самарская область попытается даже выйти на президента…

Губернатор сообщил также, что встречался с генеральным директором Российского авиационно-космического агентства Юрием Коптевым, без подписи которого протокол будет недействительным. Он сумел убедить его, что у «Полета» есть еще одно важное преимущество: он является государственным предприятием, в то время как «Авиакор» — акционерным обществом. Правительству выгоднее иметь депо с «Полетом», он более защищен от посторонних влияний, чем организации с частным капиталом. В России уже есть печальный опыт ОАО «Пермские моторы», выпускающего силовые установки для илов. Совсем недавно этот завод едва не был куплен иностранцами, только экстренные меры, предпринятые правительством в прошлом году, спасли предприятие от перехода к иностранным хозяевам. В противном случае государство потеряло бы уже собственное производство моторов для аэробусов.

К Ан-70 иностранцы также испытывают слабость, так как этот самолет является уникальным.

— В Европе равная ему по экономичности, грузоподъемности и универсальности машина существует только на бумаге. — Таково мнение генерального конструктора АНТК им. Антонова Петра Балабуева. — Безусловно, многие потенциальные заказчики Ан-70 испытывают сильное давление со стороны западных держав, которые не хотят допустить выхода на рынок российско-украинского самолета.

Омской области организация производства нового самолета обойдется примерно в 50 миллионов долларов. Однако эти деньги могут вернуться, если Ан-70 начнет быстро продаваться. Уже известно, что один заказчик найден — некая авиакомпания с Украины. Она купит самый первый омский самолет. Немалые надежды возлагают полетовцы и на госзаказ.

— Несколько месяцев назад Минобороны РФ и правительство Украины обещали заказ на 164 и 56 самолетов соответственно, — говорит исполняющий обязанности заместителя генерального директора «Полета» по маркетингу Алексей Кудашов. К сожалению, пока эти планы витают в воздухе. Но мы надеемся, что это были не пустые обещания.

Кстати, ПО «Полет», а также омские предприятия «Релеро», «Трансмаш», Конструкторское бюро тяжелого машиностроения, институт «Авиапроект» вошли в вертикально-интегрированные холдинги, которые отныне будут получать оборонные госзаказы. Остальным фирмам придется выживать самим, например заняться гражданской продукцией. Вице-премьер РФ Илья Клебанов заявил, что в рамках реформирования оборонной отрасли в Сибирском федеральном округе количество предприятий, работающих на обороноспособность страны, будет сокращено со 114 до 58.