ЗМЕЯ ЗА ПАЗУХОЙ

ЗМЕЯ ЗА ПАЗУХОЙ

Этнические банды на Омской земле

В семье не без урода, говорят на Руси. В каждом стаде есть паршивая овца, мудро замечают на Кавказе. Смысл один. Поэтому разговор о представленных в Омске диаспорах и об этнических преступных группировках не стоит воспринимать как выпад в сторону того или иного народа. Вот и президент наш любит повторять, что «бандит национальности не имеет». Сволочи человеческой, как и достойных людей, хватает в любом народе. Впрочем, довольно реверансов. Умный и так все поймет, остальным же объяснять что-либо бессмысленно. Поэтому, во избежание лишних дискуссий, граждан со сложным восприятием действительности прошу перевернуть страницу.

Рождение диаспоры

Интересно, что биологический термин «диаспОра» помогает понять суть явления лучше, чем социальный — «диАспора». Так вот, диаспОра — это часть растения (спора, семя, плод, клубень и тому подобное), естественно отделяющаяся от материнского организма и служащая для размножения и расселения.

Так и представители любого некоренного народа. Занесенные ветром странствий в чужие края, они тянутся друг к другу, образуют этнические группы, предпочитая большую часть времени проводить в кругу соплеменников. Дети братских республик мигрировали по разным причинам. Так в 70-х, 80-х годах в омские колхозы и совхозы массово ехали так называемые «шабашники» — бригады, выполнявшие строительные работы за достаточно короткий срок по договору. В основном, это были армяне, чеченцы, грузины.

После гибели Советского Союза, когда на окраинах великой империи началось катастрофическое обнищание, к нам через Казахстан потянулись и представители Средней Азии. Количество членов всех этнических групп, представленных в Омском регионе, стремительно возросло.

Внутри диаспор образуются организованные преступные группировки (ОПГ), созданные, как правило, по принципу землячества. Ведь многие из переселенцев или торговцев уже ехали в Россию с мыслью попробовать себя на большой дороге.

Этнические ОПГ имеют ряд присущих только им характеристик. Они крайне закрыты для внешнего контроля. Оперативники утверждают, что найти в диаспоре, а тем более в такой банде человека, готового к «негласному сотрудничеству», очень сложно. Несмотря на то что первыми жертвами этнических ОПГ становятся свои же земляки. Но земляки террор со стороны братьев по крови терпят до последнего. Обращаются в правоохранительные органы лишь в случае беспрецедентного на них давления, граничащего со смертельной опасностью.

Вооружены этнические банды в основной массе хуже местных, коренных коллег. Сказывается отсутствие прочных долговременных связей и относительно слабая финансовая база. На допросах в милиции ведут себя одинаково, вне зависимости от национальности: резко забывают русский язык. Получив по закону переводчика, наслаждаются временем для обдумывания легенды и тем, как, испытывая психологический нажим, трясется перед оперативником толмач.

В настоящее время в Омске существует больше десятка этнических ОПГ. В каждой диаспоре нет общего, абсолютного лидера. Скорее, что-то вроде совета старейшин, куда входят несколько авторитетных земляков, способных «решать вопросы» с властными структурами и конкурирующими бандами. Как правило, все они в свое время удачно пережили этап первоначального накопления капитала (главным образом, преступного) и теперь, легализовавшись, ведут жизнь «честных бизнесменов».

«Славянские» преступные авторитеты демонстрируют презрение к «чуркам», хотя очевидно, что главную роль в их желании или нежелании контактировать с кавказскими или среднеазиатскими бандитами играет прежде всего финансовая сторона дела. Хорошая «тема» может закрыть глаза на многие принципы.

Армяне

По компетентным оценкам «самая большая, самая богатая и самая умная» диаспора. Официальная численность 3494 человека, реальная — раз в десять больше.

Омские армяне имеют свой культурный центр «Луис». Президента центра Амаяка Геворковича Миносяна называют довольно уважаемым в диаспоре человеком. Он давно живет в Омске и имеет неплохой доход от собственного легального бизнеса.

Армянские ОПГ по своей структуре однородны — состоят из лиц одной национальности. Большинство их преступлений — мошенничество. Сильно развиты коррупционные связи. «Любимым делом» армянских армянских жуликов в конце 90-х была регистрация в Омске фирм на подставных лиц, чтобы потом, взяв товар под реализацию, желательно на большую сумму, скрыться на родине. Там за 50 долларов купить новый паспорт и повторить «интеллектуальную операцию» в другом российском городе. Иногда за одним из мошенников насчитывалось до 20 эпизодов, суммы достигали миллиона рублей.

Среди представителей этой нации много профессиональных катал — картежников-шулеров.

Традиционный армянский бизнес в Омске — нелегальный оборот золота и ювелирных изделий, которые поступают как с Ереванского ювелирного завода, так и из Якутии. Армяне активно скупают радиодетали, выплавляя из них драгметаллы — золото, платину, серебро. Конкурируют в этом с азербайджанцами. Совсем недавно, в июне 2001 года, это привело к кровавым разборкам. В споре с «азерами» из-за невыполненных «финансовых обязательств» армяне привлекли на свою сторону известную омскую преступную группировку. В результате все закончилось стрельбой и уголовным делом.

Армянам принадлежат подпольные и полуподпольные заводики, выпускающие майонез, подсолнечное масло, копченые мясо и рыбу, полиэтиленовые пакеты, калоши. Зарегистрировано все на подставных лиц, как правило, русских. Так же они ведут строительный бизнес, создавая рабочие бригады из своих земляков.

Именно с армянами связано серьезное для омского криминального мира событие. Численность диаспоры стала столь велика, что на Омск, как на зону потенциального влияния, обратили внимание крупные армянские преступные авторитеты. В конце 1998 — начале 99-го годов они решили «поставить» в нашем городе своего вора в законе. Кандидат на «высокий пост» приехал в Омск, огляделся и, оставив своего ставленника — смотрящего, на некоторое время покинул город, Смотрящий, тоже армянин, стал формировать финансовую базу будущего благополучия, для начала обирая соплеменников-строителей. Намереваясь позже тряхнуть купцов побогаче. Армяне терпели и молчали.

Погубило смотрящего одно, впрочем, вполне закономерное обстоятельство. Почувствовав силу, он начал давить на русских коммерсантов, фактически вступив в конкуренцию с местными бандитами и попав в поле зрения Управления по борьбе с организованной преступностью. После некоторых коллизий смотрящий, а за ним и сам кандидат в «законники», попали на нары. Армянское покушение на статус «красного города», существующий с 1963 года, закончилось провалом.

Традиционное место сбора представителей диаспоры, помимо культурного центра, кафе «Пиквик» и крутой омский ресторан «Дагомыс».

Азербайджанцы

Официальная численность диаспоры 1649 человек. (Реальные цифры отличаются в большую сторону, потому что в официальную численность включены лишь зарегистрированные в паспортно-визовой службе. Но, как известно, на учет встают не все.)

Объединяющей организацией считается «Одлар Юрдлу» («Огненная земля»). Президент Габил Ахмед Оглы Махмудов. Про авторитет «Огненной земли» в азербайджанской среде сказать что-либо сложно. Да и родилась она для диаспоры весьма болезненно. Первый президент «Одлар Юрдлу» Мамедов под спиртовый проект собрал с земляков больше миллиона рублей. Предполагалось завезти в Омскую область крупную партию нелегального спирта, продать и всем вместе разбогатеть. Но, собрав деньги, Мамедов в сложное экономическое предприятие пускаться не стал, а элементарно исчез с колоссальной суммой. Кинул всех и затерялся где-то на среднеазиатских просторах.

Поэтому теперь азербайджанцы ищут Мамедова и очень плохо относятся к инициативам сделать что-нибудь всем миром. Сбрасываются исключительно на благотворительность, чтобы, например, помочь похоронить земляка.

Сфера деятельности азербайджанской ОПГ — транзит, продажа опия и героина. Также они изготавливают фальшивые чай и майонез. Скупают радиодетали. На «Омском привозе» и точках по городу торгуют цветами, овощами, фруктами. Покупают картофель в районах области и перепродают со своей «торговой накруткой».

Азербайджанские коммерсанты, впрочем, как и все горячие кавказские парни, обожают, приехав в Россию, нанять продавцом русскую женщину и жить у нее, решая таким образом сразу несколько проблем: бесплатного постоя, склада, рабочей силы и любовницы.

Общее место сбора азербайджанцев в Омске, кроме рынков, кафе «Каспий».

Грузины

В Омске зарегистрировано 827 сынов и дочерей гор. Общественных и культурных организаций нет.
В 1999 году общепризнанным лидером омских грузин был некий Рома Боярский. Сейчас он куда-то пропал, и грузины остались без авторитета.

Основной криминальный бизнес соплеменников любимого всеми Мимино в нашем городе — кражи сумочек-барсеток из автомобилей. Существуют два распространенных способа. В первом случае воры прокалывают правое заднее (дальнее от водителя) колесо припаркованного ненадолго автомобиля. Водитель, тронувшись, замечает неполадку, или ему любезно об этом сообщают. Жуликам хватает времени, чтобы схватить барсетку, пока хозяин обходит покалеченного железного коня.

Другой способ имеет непечатное название и заключается в следующем. К стоящему автомобилю (на стоянке или у светофора), в котором находится водитель, подходит некий хлипкий субъект и смачно плюет на лобовое стекло. Вариант: сморчок изо всех сил бьет кулаком по капоту и не спеша, с наглой ухмылкой удаляется. Водитель, если, конечно, он не законченный меланхолик, раздувая ноздри, забыв обо всем на свете, несется за обидчиком. Жгучая месть раздирает потерпевшего. Именно потерпевшего, потому что, пока он в приступе ярости гонится за наглецом, другой участник кражи спокойно забирает барсетку из опустевшего салона.

В такие группировки входит до пяти человек, каждый из которых виртуозно исполняет свою роль.

Практически все грузинские воры являются наркоманами. Собственно, и крадут для того, чтобы колоться.

С русскими бандитами не конфликтуют, довольствуясь своей «экономической нишей».

При Роме Боярском собирались на Ленинском рынке, потом на Левобережной оптовке. Сейчас, в основном, в арендованных частных квартирах.

Киргизы

Общая численность всей среднеазиатской диаспоры (киргизы, таджики, узбеки) 879 человек. Официальная структура — общество «Туркестан». Президент — бывший прокурорский работник Бахромбек Дусмаматович Юсупов. Одна из декларируемых целей «Туркестана» — материальная помощь соотечественникам.

В начале 90-х годов киргизы повезли в Россию купленный в Алма-Ате китайский ширпотреб. Основное место «работы» киргизов — торговые ряды на «Омском привозе», рядом с китайцами. Очень боятся милиции, как, впрочем, и любого человека, облеченного властью. Благодаря этой «национальной» черте в среде торговцев киргизов возникла банда Алика, которая на протяжении четырех последних лет терроризировала своих земляков. Алик с подельниками избивал их, забирал деньги и товар. Кроме того, приехавший пять лет назад в Омск, бандит заявил, что за решение конфликтных вопросов с властями и другими преступными группировками каждая торговая точка должна платить ему 100 рублей в месяц. Если учесть, что киргизских прилавков на Левобережной оптовке около 300, то в месяц банда Алика имела порядка 30 тысяч рублей только в виде регулярного налога.

Доносить на своих в любой диаспоре не принято. Киргизы молчали до тех пор, пока свирепый Алик не перегнул палку так, что молчать стало уже невозможно. Пришли в УБОП.

Сейчас бригада Алика ждет суда по обвинению в разбое и вымогательстве. Киргизы остались без криминального вождя.

Таджики

Таджики ведут дела крайне осмотрительно. Основной вид дохода — торговля овощами и фруктами. Выращивают их на родине, потом скидываются всем аулом, нанимают КамАЗы и отправляют груз в Россию. Несколько человек выделяют в сопровождение. Здесь каравану уже готовят плацдарм для быстрой продажи — ищут места на рынке и оптовых клиентов.

Заработав деньги, купцы возвращ