Этим налогом их «нагрузили» с нынешнего года, после вступления в силу части 2-й Налогового кодекса. Однако «КВ» неизвестны факты попыток подачи в Омске такой заявки. Ударило индивидуалам по рукам Министерство по налогам и сборам, которое отказалось от каких-либо освобождений за первый квартал 2001 года. Законность данных ограничений вызывает сомнения у юристов.
Налоговики предпочли Новому году «День смеха»
Статья 145-я Налогового кодекса предусматривает возможность для организации или индивидуального предпринимателя освобождение от НДС, если их обороты в течение трех предшествующих месяцев в совокупности не превысили одного миллиона рублей. Вторая часть НК вступила в силу с 1 января 2001 года. А значит, налогоплательщик, придя в инспекцию до 20 января и представив документы по своим оборотам за октябрь-декабрь, мог рассчитывать на освобождение. Но этого не произошло.
20 декабря прошлого года Министерство по налогам и сборам утвердило методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, где сказано, что «освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога предоставляется с 1 апреля 2001 года на основании данных его деятельности за январь-март 2001 года».
То есть приказом МНС предусматривается, что статья 145 Налогового кодекса начинает действовать лишь с 1 апреля. Хотя Закон «О порядке введения в действие части 2-й НК» таких ограничений не предусматривает.
Логика налоговиков вполне понятна: до 1 января индивидуальные предприниматели не были плательщиками НДС, а значит, у них не было ни налогооблагаемой базы, ни налоговых периодов.
Позиция эта, с точки зрения омских юристов, весьма сомнительна: закон об НДС появился не вчера, и им достаточно четко прописан объект налогообложения — оборот от реализации продукции (стоимость реализованных товаров, работ, услуг).
Предприниматели ведут книгу учета доходов и расходов, а значит, сведения о стоимости реализации у них есть и они в состоянии подтвердить свой оборот за предшествующие три месяца надлежащими документами.
По затылку индивидуалам
Согласно методическим указаниям, МНС причисляет к плательщикам НДС и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения.
Если налоговики будут требовать беспрекословного исполнения положений второй части НК, забывая о давно узаконенной специфике малого бизнеса, то всем его представителям придется вести еще и обычный бухгалтерский учет для единственной цели — определения НДС. Причем совершенно необязательно, что его придется платить, ведь выручка может оказаться и меньше заветного 1 млн. рублей.
А если выручка все-таки превысит 1 млн. рублей и налоговики попытаются начислить НДС, то возникнет коллизия между НК и Законом «О господдержке малого предпринимательства в РФ».
«Налоговики не правы, — заявил корреспонденту газеты «Ведомости» исполнительный директор Российской ассоциации налогового права Александр БУТУРЛИН, — потому что их требование противоречит Закону «О господдержке малого предпринимательства в РФ». По этому закону «если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации».
Таким образом, если индивидуальный предприниматель зарегистрировался и перешел на упрощенную систему после 1997 года, то он может не платить НДС. «Однако ему, возможно, придется доказывать это в суде», — добавляет БУТУРЛИН.
МНС требует ясновидения
Есть в рекомендациях МНС еще один любопытный пункт. Налогоплательщика освобождают от НДС до конца года. Но если вдруг выяснится, что где-нибудь в середине года его трехмесячный оборот превысил один миллион рублей, с предпринимателя задним числом удержат весь НДС, начиная с первого месяца периода превышения. Это существенно извращает природу косвенного налога. Ведь предприниматель уплачивает налог, который взыскал с покупателей. Но если он, получив освобождение, этот НДС ни с кого не взял (он не вошел в продажную цену его товара, работ, услуг), то налог по истечении срока по существу взыскивается с дохода самого предпринимателя. А это уже является санкцией. Но санкция может быть применена только за неправомерное поведение налогоплательщика. В чем здесь неправомерность? В том, что предприниматель не взыскивал НДС с покупателей в соответствии с освобождением? Не мог же он предвидеть, что в каком-то будущем месяце его оборот превысит определенную сумму. Для этого надо быть ясновидящим.
Омские индивидуалы в основном работают на «упрощенке» или по «вмененке» и считают, что НДС их по-прежнему не касается. Так ли это или нет на самом деле, выяснится в самое ближайшее время.