Времен связующаяя нить

В музее "Либеров-центр" состоялось открытие новой выставки из цикла "Учителя и ученики

Связь поколений», посвященного 90-летию народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств, профессора Алексея Николаевича Либерова. На этот раз свои произведения представил Михаил Разумов — один из первых выпускников художественно-графического факультета Омскою педагогического института, а в настоящее время — преподаватель, заведующий кафедрой рисунка на родном факультете. Мы попросили искусствоведа Галину МЫСЛИВЦЕВУ представить выставку и ее автора.

— Природа Сибири в пейзажах Разумова настолько гармонична, светла, одухотворенна, что невозможно не проникнуться любовью к этой земле. Столь очевидно воплотившаяся в творчестве Разумова метафизическая идея единства сущностей основы человека и природы, кажется, и есть та главная связующая нить, протянувшаяся от А.Н. Либерова к его ученикам. Умение видеть и чувствовать душу природы соединилось у Алексея Николаевича с высоким профессиональным мастерством, которое он также стремился передать своим студентам и студийцам, учившимся у него в разное время, в том числе и на созданном А.Н. Либеровым художественно-графическом факультете. Появление в 1960 году нового факультета во многом определило судьбу Михаила Разумова, выросшего в далеком Тевризском районе.

Михаил Иванович Разумов родился в деревне Крутоярка. Родители его умерли рано. Оставшись на попечении старших братьев, он продолжал учиться в Утьминской средней школе, в которую ходить надо было за пять километров.

С учителями, считает Михаил Иванович, ему невероятно повезло. Николай Митрофанович и Александр Митрофанович Красноперовы — основатели известной учительской династии — преподавали физику, черчение, труды, изобразительное искусство. В школьном классе устраивались выставки репродукций произведений русского и западноевропейского искусства, работала лавка художественных материалов. Рисование было одним из любимых занятий. Тем не менее, уже твердо решив стать учителем и поступать в Омский педагогический институт, Михаил Разумов сначала предполагал учиться на естественно-географическом факультете. Известие о создании худграфа привез из Омска Николай Митрофанович Красноперов, бывший классным руководителем Михаила. Он и посоветовал своему выпускнику сдавать экзамены на новый факультет.

Михаил Разумов стал первым студентом омского худграфа, защитившим дипломную работу в технике линогравюры. Его графическая серия посвящалась спорту, а руководил дипломом Анатолий Чермошенцев. И впоследствии М.И. Разумов приобрел известность и вступил в Союз художников как график. Его офорты (гравюры на металле) экспонировались на престижных республиканских выставках и были приобретены Государственной Третьяковской галереей.

Печатную графику М.Разумова отличает особая мягкость, камерность, лиричность, казалось бы противоречащая твердой металлической основе, с которой изображение отпечатывается на бумагу. Сюжеты «тихой графики» Разумова, взятые из обыденной жизни, — семья, сельский дворик, привычные пейзажные мотивы — решаются художником так, что быт приближается к бытию, а природа одухотворяется. Поэзия бытия человека и природы проникнута лирическими, тонкими интонациями. Любопытно, что даже суровый северный пейзаж не перестает в интерпретации Разумова быть теплым и добрым к человеку. Да и сам Михаил Иванович — человек мягкий, деликатный, спокойный.

Пожалуй, наиболее полно и органично личность художника выразилась даже не в печатной графике, а в технике пастели. Пастельные пейзажи М.И. Разумова, кажется, озарены внутренним светом. Очертания предметов растворяются в окружающей среде, образуя единую вибрирующую и мерцающую материю, пронизанную духом.

На выставке в «Либеров-центре» художник впервые показывает свои произведения зрителям в таком объеме.