ПАРТИИ: ВОЛЬНОМУ — ВОЛЯ, СПАСЕННОМУ — РАЙ

В среде профессиональных политиков переполох и сумятица. Закон "О политических партиях", предложенный президентом и благополучно принятый Государственной думой в первом чтении, заставляет одних озадаченно чесать затылок, других - торжествующе потирать натруженные законотворческим процессом руки.

За год своего президентства Владимир Путин успел изрядно устать от притязаний разношерстных партийных лидеров на право вещать от имени широких народных масс. Народные массы у нас сегодня олицетворяют все — и Зюганов, и Баркашов, и Новодворская, и, прости господи, Анпилов. Каждый партийный член норовит выскочить на парламентскую трибуну (на грузовик, мавзолей, телеэкран) и, потрясая партбилетом, говорить о распродаже Родины, о происках империалистов и о светлом будущем, которое обязательно устроят оратор, сотоварищи, буде им предоставлена вся полнота политической власти в стране.

Пенсионеры, женщины России, любители пива — всяк, кому придет в голову маниакальная идея о создании собственной партии, успешно воплощает ее в жизнь. Потому-то у нас по десятку общественных объединений в каждом отсеке политической подводной лодки, которая успешно идет ко дну с сильным дифферентом на нос. Левые радикалы, умеренные патриоты, оголтелые националисты, отпетые реформаторы — все сегодня себя уютно чувствуют под крылом Минюста, обязанного регистрировать все партии, ежели последние в своем уставе не предусматривают бить жидов, спасать Россию.

Ясно, что существующее положение вещей президента не могло не раздражать. Оно и понятно — партийные функционеры Высшую школу КГБ не заканчивали (по крайней мере, не все), строем ходить не приучены, строго и неукоснительно исполнять команды старшего по званию не привыкли. Непорядок…

Порядок же, в понимании Владимира Владимировича, наводится не просто, а очень просто: боевиков нужно замочить в сортирах, медиа-магнатов убрать из страны куда подальше, а политиков — построить по ранжиру в очередь к государственному кормилу (в смысле кормушки, а не власти). В общем, закон о политических партиях должен все и всех расставить по местам. Согласно ранее купленным билетам в Госдуме. Ежели окончательно утвердится президентский вариант закона, то отныне и вовеки веков партиями будут считаться лишь те политические образования, которые насчитывают не менее десяти тысяч «активных штыков», в смысле — членов. Это первое. Во-вторых, оргкомитет новой организующейся партии должен быть изначально утвержден государственным чиновничьим аппаратом. В-третьих, каждая партия, набравшая на парламентских выборах не менее трех процентов голосов, обеспечивается бюджетным финансированием.

Собственно говоря, именно эти три пункта вызвали наиболее оживленную дискуссию в среде депутатов и политиков, не имеющих своего представительства в Государственной думе. В целом рядовому избирателю дела нет до численности коммунистов, «жириновцев» и христианских демократов. В принципе, ему до фонаря и сам процесс партийной регистрации, хотя у чиновников в этом случае появляется еще один способ для неформального приработка. Но уж наши кровно заработанные в доходную часть бюджета деньги раздавать партийным членам — увольте, не понимаю. То есть понимаю, конечно, что вертикаль власти — это вам не мелочь по карманам тырить, а серьезный процесс государственного строительства, но почему же за мой счет?!

На самом деле, политическая тусовка — депо приятное во многих отношениях, но сугубо добровольное. Нравится вам, господа-товарищи, глаголом жечь сердца электората и вдумчиво позировать перед телекамерами — развлекайтесь на здоровье. И ежели найдутся для этих благородных целей спонсоры из числа банкиров, промышленников, клерикалов или жуликов — ради бога. Это их мошна, и они сами вправе распоряжаться честно (или не очень) заработанными деньгами. Однако же на мой подоходный налог не разевай роток! Собирайте партийные взносы, реализуйте партийную прессу, привлекайте сочувствующих олигархов и живите себе полнокровной политической жизнью. Но не за счет рядового налогоплательщика. Президент считает по-другому. Он сосчитал имеющиеся партии, доходы от продажи нефти, расклад в ГД и пришел к выводу, что дешевле содержать на бюджетном финансировании (читай — на коротком поводке) пять-шесть карманных партий, чем иметь регулярную критику в прессе и на митингах.

Президент умный, ему виднее, как распоряжаться средствами налогоплательщиков. Нас, как водится, никто не спрашивает. Ну да мы к этому делу привыкшие…