Геннадий СЕМЕНОВ

Геннадий СЕМЕНОВ

Геннадий Васильевич не так уж много времени проводит в своем кабинете - слишком беспокойное у него хозяйство. Прошедшие годы для многих выдались непростыми, но учреждениям культуры было, пожалуй, труднее всего: на их долю приходится минимум финансирования при максимуме проблем. Эти проблемы и стали основной темой нашего разговора.

29 ноября 2000 года распоряжением главы администрации города Омска назначен начальником управления культуры и искусства.

Геннадий Васильевич родился 31 мая 1959 года в Красноярске. После окончания школы поступил учиться во втуз при Красноярском машиностроительном заводе, где получил диплом инженера-технолога сварочного производства. А в 1979 году пришел на тот же Красмаш работать по специальности — инженером-технологом.
В 1980 году перешел на Красноярский судостроительный завод, где работал сначала мастером, затем — инженером-технологом, начальником отдела кадров, начальником юридического отдела. В 1991 году стал начальником производства. Параллельно учился на юридическом факультете Красноярского университета, который окончил в 1990 году.

В 1992 году вместе с семьей переехал в Омск и начал работать маклером на Омской товарно-сырьевой бирже. В 1994 году стал советником комитета по экономическому развитию администрации города Омска. В 1997 году занял должность заместителя начальника организационного отдела управления делами администрации города Омска. В январе 2000 года отдел был преобразован в управление организационной работы, и он стал заместителем начальника управления.

С 29 февраля 2000 года и до настоящего назначения занимал должность первого заместителя начальника управления культуры и искусства. В его ведении находились финансово-экономические вопросы.

Женат, имеет двух сыновей. Старший в прошлом году с отличием окончил Омский юридический институт и работает в управлении по борьбе с организованной преступностью.

Геннадий СЕМЕНОВ, начальник управления культуры и искусства администрации города Омска: «Культура имеет принцип единого пространства».

— Что беспокоит вас сегодня больше всего?

— Главная беда — остаточный принцип финансирования культуры. Михаил ШВЫДКОЙ назвал нынешний федеральный бюджет «бюджетом вымирания». Нельзя допустить это на уровне Омска, бесконечно эксплуатируя энтузиазм людей. В 2000 году мы получили всего 1,8% бюджета города — меньше, чем образование и другие сферы. А по нормативам положено 6%.

В прошедшем году произошло снижение зарплат по сравнению с 1999 годом, а задержки с их выплатой доходили до 9 месяцев. В результате из театра «Галерка» ушло 7 артистов, из библиотек — 59 человек. Без материальной подпитки творческий работник не может жить, хотя и существует мнение, что чем голоднее писатель или художник, тем он лучше пишет или ваяет.

За год долги удалось погасить, и это заслуга не только нашего управления, но и всей администрации города. Однако заработная плата очень низка. Сейчас благодаря договоренности между администрациями города и области начинаем выплату 20%-ной надбавки. Но, видимо, и в этом году прорыва не получится — не позволяет доходная часть бюджета.
В течение 4-5 лет мы не делали капитального ремонта — только латали дыры. Бюджет 2000 года предусматривал на ремонт всего 1 млн. рублей, причем эти деньги должны были заработать мы сами. А ведь только для установки пожарной сигнализации на наши объекты требуется порядка 4,5 млн. рублей.

Сегодня многие объекты либо опечатаны пожарными, либо мы проводим там мероприятия на свой страх и риск, в душе опасаясь тяжелых последствий. Даже застраховать муниципальное имущество невозможно — нет сегодня такой мощной страховой компании, которая взяла бы это на себя. Да и кто станет страховать учреждения, опечатанные пожарными? А их сегодня 70% — находящихся в аварийном состоянии либо таких, где СЭС или пожарные запрещают работать.

Кроме того, необходимо ремонтировать и обновлять инструменты и реквизит, чего тоже не было в течение нескольких лет. Вот и приходится играть на рояле, остаточная стоимость которого 1 рубль, и на баянах, которым по 15-20 лет. Педагоги вынуждены приносить свои инструменты и учить детей на них. Сегодня хороший оркестровый кнопочный баян стоит порядка $10 тыс. — где взять такие деньги?

— Но каких-то положительных результатов все же удалось добиться?

— Да, за год мы смогли перевести в новые здания 4 школы искусств, 6 библиотек и музей «Искусство Омска». Причем музей впервые обрел просторное здание, которое нуждается, конечно, в большом ремонте, но там есть площади, которые позволяют проводить необходимую работу.

В целом итоги года мы собираемся подвести на мероприятии, которое впервые будет проведено совместно с Главным управлением по культуре администрации области. Причем мы не только подведем итоги, но и сверстаем планы на будущее. В последние годы наши связи с ГУ культуры были утрачены, но сейчас восстанавливаются, и мы собираемся в дальнейшем тесно взаимодействовать.

Ведь культура у нас единая, ее нельзя разделить, провести грань: здесь культура областная, здесь — городская, а дальше идет районная… Культура — это одно целое покрывало, которое должно покрывать все наше пространство: и город, и область. Это единый процесс, у нас единые цели и задачи, и функции тоже должны быть едиными. Все крупные мероприятия мы будем проводить совместно, и это позволит восстановить контакты между городом и селом, обеспечить взаимопроникновение культур.

Но культура должна быть многоплановой. В ведении управления разные направления: это и учреждения дополнительного образования, и театры, и музеи, и библиотеки, и кинотеатры, и парки. Не все направления у нас развиты в равной степени, и задача управления культуры — помочь всем подотраслям найти свою перспективу, свою тропиночку развития.

— А какие направления, на ваш взгляд, в Омске развиты лучше всего?

— Наше дополнительное образование на голову выше того, что дают многие иногородние вузы. У нас сильный педагогический состав, отсюда и успехи учеников, победы на различных конкурсах. Хорошо известна школа аккордеона Светланы РОДИОНОВОЙ. Недавно ее ученица Настя ПЕТРОЧЕНКО заняла второе место на конкурсе в Италии. А могла бы занять первое, если бы удалось оснастить ее хорошим инструментом.

Я поддерживаю идею Владимира ШАЛАКА о создании в Омске своей консерватории. Обидно, что сейчас город теряет тех, кого годами взращивает: они вынуждены уехать, чтобы продолжить учебу, и часто потом уже не возвращаются. Конечно, сделать это будет непросто, но стремиться к этому надо.

Сильно и другое направление — централизованная система муниципальных библиотек. Их 56, и сейчас все они фактически стали информационными центрами, предлагая много дополнительных видов услуг. Во всех библиотеках есть компьютерные классы, часть из них связана между собой компьютерной сетью.

Наша давняя мечта: библиотеки должны иметь не только книжный фонд, но и его компьютерный вариант. Приходит туда человек, сбрасывает на свою дискету нужную книгу, а потом у себя на компьютере ее читает, при необходимости — распечатывает, как это делается за рубежом.

Сегодня у нас 3 муниципальных театра: «Галерка», «Лицейский», студия Любови Ермолаевой. Каждый занимает свою нишу, имеет свой репертуар и самое главное — своего зрителя. Наша цель — не дать ухудшить состояние театров, помочь им с материальной базой, удержать артистов.

Проводились исследования на тему: что именно привлекает человека в конкретный театр — здание, коллектив, репертуар, режиссер? Так вот чаще всего идут на определенную труппу, зная состав исполнителей. На втором месте — репертуар, а уже дальше — режиссер и прочее. Поэтому мы сейчас стараемся сформировать хорошие коллективы — так, чтобы люди шли на них.

Особый случай — «Лицейский театр», где есть младшая, средняя и старшая группа, которые участвуют в постановках. Здесь любой ребенок может попробовать себя в лицедействе. Кроме того, сейчас в ДШИ-7 при нашей поддержке открывается театральное отделение, которое будет давать специальное образование и диплом.

Лицейский театр диплома не дает, но дает навыки, которые могут пригодиться при поступлении в театральное училище. Там с ребятишками работают 12 педагогов, и результаты этой работы радуют. Например, этот театр очень понравился Михаилу УЛЬЯНОВУ — нашему земляку.

— А как обстоят дела с другими направлениями?

— Все работают по планам, везде жизнь бьет ключом, работники культуры делают очень много. В городе существует 26 самодеятельных хоров ветеранских и молодежных. Много других творческих коллективов (хотя не всегда их уровень достаточно высок). Наша задача — вывести их на центральные площадки города, помочь заявить о себе.

У нас есть желание одно из наших подразделений — Театр эстрады, который не получил развития, перепрофилировать в народную филармонию, которая могла бы координировать усилия различных коллективов, работать над их профессиональным ростом. При ней же будет создан пресс-центр, издательский центр и киновидеоархив.

В кинотеатре «Спутник» мы хотим создать театр российского кино — и нового, и старого, возобновить работу клуба «Зеркало». В одном из двух залов ремонт уже закончен, а будет еще и второй зал, и кафе. После просмотра фильма в одном зале тут же можно будет перейти в другой для обсуждения. Он может стать не только кинотеатром, но и домом для омских бардов, местом проведения встреч с писателями, различных вечеров и праздников. Хотя с завершением ремонта есть проблемы.

Требуют обновления базы и наши 4 парка. Аттракционы морально устарели, но в бюджете нет денег на новые. И все же принято решение в этом году приобрести американские горки за 1,7 млн. рублей (далеко не самые дорогие). 800 тысяч Парк им. 30 летия ВЛКСМ уже проплатил, и мы должны к Дню города этот аттракцион открыть.

Еще одна проблема — судьба органного зала. Сам орган — собственность области, а здание, где он размещен, принадлежит городу. Совсем недавно удалось прийти к соглашению: мы передаем здание на баланс ГУ и совместно доводим до рабочего состояния зрительный зал, гримерные, подвальную часть.

— Вы живете в Омске сравнительно недавно. Довольны ли вы тем, что судьба привела вас сюда?

— Я давно влюблен в Омск и переехал сюда с большой радостью. С 1978 года мы с женой проводили здесь каждое лето у ее родственников. Я постоянно сравнивал Омск и Красноярск: культуру, образование, торговлю, улицы, архитектуру… И сравнение это говорило в пользу Омска. Надо отдать должное тем, кто в разное время приложил к этому все свои силы.

— А теперь — традиционный вопрос о ваших хобби и пристрастиях.

— Я очень люблю готовить. Люблю экспериментировать: такой аромат попробовать, другой… Больше всего нравится готовить борщ, плов, капусту тушеную, блины разные: на пиве, на газированной воде, с дрожжами и без дрожжей, с содой и без соды и так далее. Таким образом я отдыхаю. А еще люблю посидеть, поиграть на гитаре. Я самоучка — со студенческих лет. Это уже чисто личное, для души: просто брать аккорды, что-то попробовать спеть…

До 16 лет играл в хоккей-футбол с Сергеем Ломановым, который потом был неоднократным чемпионом мира по хоккею с мячом. Увлекся штангой и дошел до кандидата в мастера спорта. Потом, правда, это дело забросил. Очень жаль, что сегодня невозможно найти времени на спорт — чувствую, как кровь начинает застывать. Но в традиционных спартакиадах всегда выступаю за команду города.