ОМИЧИ ПОСТАВЯТ НА ПОТОК УКРАИНСКИЙ АН-70

Производить новинку украинских авиаконструкторов изначально пожелали семь российских и два украинских завода, но необходимые документы на конкурс подали лишь четыре - Новосибирска, Омска, Самары и Ульяновска

После предварительного рассмотрения комиссией к тендеру было допущено два предприятия: омский «Полет» и самарский «Авиакор», контрольный пакет акций которого принадлежит «Сибирскому алюминию».

Надо сказать, у омичей было существенное преимущество: 27 января нынешнего года при взлете из Омского аэропорта потерпел аварию единственный существующий сегодня Ан-70 (еще один разбился несколько лет назад, столкнувшись в воздухе с самолетом сопровождения), и украинцы заказали восстановление надежды своего авиастроения «Полету».

Объединение полностью справилось с задачей: Ан-70 был поставлен на крыло точно в срок. Уже тогда главный конструктор АНТК им. Антонова Петр Балабуев, высоко оценив качество ремонтных работ, заявил, что он и его коллеги будут поддерживать решение разместить производство самолета в Омске. «Полет», выпускавший в свое время Ту-104, а в последнее время освоивший производство Ан-74 и модернизацию старых «аннушек» в Ан-3, с энтузиазмом включился в борьбу — для него подобный заказ (по мнению «антоновцев», его общий объем может составить 1500 самолетов, а выполнение займет 14 лет) очень важен.

Омичи с полной серьезностью отнеслись к главному конкуренту -Самаре, ведь практика показывает, что такие крупные заказы почти всегда достаются предприятиям, расположенным в европейской части страны. Поэтому к решению вопроса активно подключился губернатор области Леонид Полежаев. Ему удалось убедить госкомиссию в целесообразности сборки Ан-70 на государственном предприятии, каким является «Полет», а не в акционерной компании. Наш губернатор переговорил с председателем комиссии директором Росавиакосмоса Юрием Коптевым и вице-премьером Ильей Клебановым и заручился их поддержкой. Немалую роль сыграло также то, что Администрация области дала гарантии всесторонней, в том числе и финансовой, помощи «Полету», а Полежаев даже нашел покупателя для первого самолета, который согласился выложить за него 50 миллионов долларов — первая машина всегда дороже, так как берет на себя большую часть издержек на освоение производства.

В результате 90 процентов членов комиссии отдали свои голоса «Полету». Леонид Полежаев не исключал подковерной борьбы за право производства Ан-70 уже после подведения итогов тендера, но все обошлось: изготовление фюзеляжа и окончательная сборка российско-украинского самолета будут проходить на омской земле. В утешение самарцам на их заводе, возможно, разместят производство крыла. Предполагается также глубокая кооперация с украинскими предприятиями, которым поручат выпуск различных комплектующих, а техническую документацию поставят, разумеется, «родители» Ан-70 — конструкторы АНТК им. Антонова.

По предварительным оценкам, при выходе на серийный выпуск стоимость самолета составит 36 миллионов долларов, а покупать его, по мнению главного конструктора АНТК Петра Балабуева, помимо России станут страны Ближнего Востока, Азии и Африки и даже, возможно, Европы, где затягивается подготовка к выпуску аналогичного самолета М-400. Подтвержденные Минобороны потребности российских ВВС в самолетах подобного класса составляют на сегодня 164 машины.

На «Полете» празднуют победу, давшую объединению 2800 дополнительных рабочих мест и загрузку мощностей на много лет вперед. Не могут не порадоваться и некоторые другие омские предприятия, например, Агрегатный завод, где будет размещено изготовление комплектующих для нового самолета.