Портрет Анны Ахматовой выполнен на рисовом зернышке, караван верблюдов — в самом настоящем игольном ушке, фигура мальчика с мячом выточена из пшеничного зерна, книга А. Чехова имеет размер 0,9мм. «Отче наш» -на рисовом зерне, алфавит — на человеческом волосе…
Да что там говорить! Ведь и блоху, между прочим, он умудрился подковать, подобно лесковскому Левше. Семь лет ушло на эту работу, и вот она — блошка — сияет под микроскопом золотыми подковками!
— Блох-то где берете? — задаю вопрос на засыпку.
— Делается это очень просто: покупаешь килограмм конфет, приезжаешь в деревню, и натащат тебе блох сколько угодно…
Самое смешное, что когда-то на дипломе в худграфе Коненко сделал огромный макет деревянного здания. Настолько огромный, что сам мог в нем поместиться. Но потом новые проекты стали постепенно «усыхать». И вот уже Кижи легко умещаются сначала на ладони, а затем и на одном пальце. Со всеми двадцатью двумя куполами!
Вообще Коненко давно уже пора быть вписанным в Книгу рекордов Гиннесса, да, пожалуй, и не единожды. Когда-то он пытался таким образом пробить себе дорогу к мировой славе. Но «утонул» во всех бюрократических формальностях и махнул на эту затею рукой. Только время терять!
Слава пришла к нему сама. Сегодня его работы хранятся в Музее микроминиатюр мира во Франции, выставляются в Америке и Европе, он всегда желанный гость на ежегодном конгрессе миниатюрных книг в Нью-Йорке.
История создания первой мини-книги весьма забавна. Задумав сделать композицию с маленьким портретиком Пушкина, Коненко приложил к нему еще и крохотную книжицу. Вернее, просто несколько страничек, искусно сшитых. А все вокруг начали удивляться — да неужто настоящая?! И -зацепило. Теперь наш земляк входит в тройку лучших издателей России. И книг этих, размерами от миллиметра до нескольких сантиметров, у него вышло аж 65. Пушкин, Чехов, Достоевский, Шекспир…
Понять технологию — лучше не пытаться — это, как говорится, не для средних умов. Известно только, что в свое время Анатолий специально ездил в институт микрохирургии глаза Святослава Федорова изучать микроскопический инструмент. Впрочем, зачем раскладывать чудо по полочкам? Лучше просто прикоснуться к микроскопу и полюбоваться подкованной блохой. Или насладиться великолепием маленьких скульптурок и живописных полотен, композиций из природного материала. Разумеется, предварительно вооружившись лупой. Говорят, даже недавно побывавший в Омске президент Кореи Ким Чен Ир целый час не мог оторваться от микроскопа. У Коненко и самая маленькая вышивка есть, и папирус. А как же!
— Когда я начинал работу в миниатюре, многие из коллег недоумевали: «Ну что ты ковыряешься? Хлопотно, и заработки никакие. Кому нужны твои блохи!»
Может быть, вчера «блохи» Коненко действительно были никому не нужны. Зато сегодня у Анатолия Ивановича, насколько я знаю, от заказчиков отбоя нет. Микроминиатюры вдруг резко вошли в моду, если слово «мода» здесь вообще уместно.
Не так давно он сделал миниатюрную копию скрипки Страдивари (6 мм). Для этого пришлось заняться изучением настоящей скрипки маэстро. Это не макет, а настоящий инструмент! На нем можно играть. Правда, только в стране Лилипутии.
«Нужно делать только то, что не делает никто», — убежден мастер. В этом смысл творчества. И если кто-то захочет ему подражать, Коненко просто уйдет на новую высоту. Планов и идей много, фантазия художника находится в вечном движении. Недаром так называется одна из его миниатюр.