И так при любой власти: при монархической, коммунистической, даже при той, у которой «довольно крепкое рукопожатие». На то она и власть, чего ж ей рядом в грязи топтаться. А мы как-нибудь постоим. И выстоим. Чего-нибудь. Так думали пятьсот лет назад, многие думают так и сегодня. Миф о добром батюшке-царе всегда использовался как трафарет для отображения верховной власти в общественном сознании. Культурная традиция такая.
Сегодня уже почти никто не сомневается, что у руля государства встал тот человек, который нужен и который может. Стабилизация в обществе, усиление роли России на международной арене, подъем экономики и социально ориентированный бюджет. В том, что наметилось хоть какое-то движение страны к лучшему, заслуга президента велика. Однако, чтобы давать объективную оценку, исторический «трафарет» лучше отложить в сторону и задаться вопросом: «Может ли один человек (пусть с небольшой группой сподвижников, не успевших еще и одного костюма протереть в кремлевских креслах) дать мощный импульс для развития мировой державы? Как рождаются идеи и принимаются решения о необходимости преобразований?» В банях, на охоте, в институтских лабораториях? — это мы уже проходили. И зашли так далеко, что дальше некуда.
Говорят, руководителю мало быть умным. Будь хоть семи пядей во лбу, все равно нельзя вместить в себя всей необходимой информации для руководства страной, которую, как известно, не понять и не измерить. Мало быть умным. Нужно быть мудрым. А мудрый, как правило, не придумывает, а умеет слушать.
До Бога высоко, до Кремля далеко. Наверное, за последние десять лет чаще других эту поговорку вспоминали региональные лидеры. Вспоминали, наверняка, по-разному. Кто-то занимался местничеством и был рад, что с Красной площади его темные делишки не очень заметны. А кто-то пытался удержать свой регион и его отрасли от падения в пропасть. Из Кремля этого тоже не замечали. Принято считать, что у губернаторов при Ельцине была неограниченная власть, а страна поделилась на удельные княжества. Доля истины в этом, конечно, есть. Хорошо это или плохо? Этот вопрос долгое время считался риторическим. Конечно, плохо. Как-никак сепаратизмом пахнет. Но время все расставляет по своим местам. И теперь, когда налаживается жесткая государственная вертикаль, как-то не принято вспоминать, что в течение нескольких лет государственная власть в провинции держалась на губернаторских плечах. Не многие донесли эту ношу до нового президентского срока. Вместе с ней донесли и накопленный опыт выживания и развития территорий. Поэтому немалая часть путинских инициатив и преобразований произрастает корнями из регионов. Потому что там они начались раньше.
О серьезном реформировании ЖКХ в Омске говорили давно. Начали что-то делать в конце прошлого года. А что оставалось, сидеть возле буржуйки и ждать указа сверху? Наверху это стремление заметили, поддержали. Концепция реформирования ЖКХ, подготовленная омским губернатором, одобрена. Реформа разворачивается.
Сколько копий было сломано в противостоянии между областной властью и муниципалитетом? И не только в Омске, но и по всей стране. Но нет худа без добра. В настоящее время готовится законопроект, регламентирующий взаимодействие органов власти в субъектах федерации. В новом законе исключены любые предпосылки для развязывания конфронтации между уровнями власти. Региональный опыт пригодился, в том числе и омский.
На днях в Новосибирске состоялось совещание Совета Федерации округа, посвященное реформированию ВПК. Государство вспомнило об оборонке спустя десять лет. И в том, что отрасль не развалилась окончательно, немалая заслуга губернаторов. Реструктуризация бюджетных долгов, налоговые льготы, включение в конверсионные программы, гарантии областного бюджета, лоббирование в министерствах — это неполный список действий областной власти в Омске, с помощью которых был сохранен потенциал местного ВПК.
Позавчера секретарь Совета Рушайло провел совещание о борьбе с распространением наркотиков. Федеральный центр «начинает замечать» эту проблему, о которой уже давно сигналят на местах. Достаточно вспомнить выступление Леонида Полежаева в Совете Федерации весной 99-го.
На прошлой неделе прошло заседание госсовета о реформировании системы образования. И в этом деле накопленный в Омске опыт может пригодиться. Губернаторская программа «Дорога в жизнь», направленная на воспитание и социальную адаптацию детей-сирот, вполне может быть взята за основу одного из разделов образовательной реформы.
За последний год начала обретать черты государственная идеология. Оказалось, что не надо устраивать дурацких конкурсов на разработку новой национальной идеи. Патриотизм и продолжение культурных традиций. Нравится это кому-то или не нравится, но пропагандой именно этих идей в течение последних лет занимается Полежаев и так называемые «прогубернаторские» СМИ. Строительство и реконструкция храмов, возрождение кадетского корпуса — конкретные действия, которые находят отражение в нынешней государственной идеологии.
Подобные примеры определения наиболее значимых проблем общества и опыт их решения есть и в других регионах. Многие из них уже нашли свое отражение в федеральных программах. А это значит, что меняется конфигурация власти, более равномерной становится нагрузка по ее вертикали. До Бога все так же далеко, а Кремль становится ближе.