Кроме того, они эстетичны, а иногда еще и полезны для общегородских нужд. Тем не менее близ этих объектов живут люди, которых по вполне понятным причинам больше волнует собственное здоровье. Частный интерес с интересами градостроительными нередко не стыкуется.
ПРИЧИНА КОНФЛИКТА
Каждая кухарка может управлять государством. Но не может решать, какой вид будет открываться из ее окна. Каждый гражданин, согласно законам Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О защите окружающей среды», имеет право дышать чистым воздухом. Но не имеет права самолично решать, насколько этот воздух чист.
Пустующий угол на пересечении мощных магистралей по улицам Жукова и Масленникова огорожен бетонным забором. Здесь торгово-промышленной фирмой «Рубин» строится пятиярусный закрытый гараж на 500 машино-мест, с двумя постами автомойки и двумя постами станции техобслуживания с шиномонтажем. Ближайший к месту дом — Масленникова, 15 — расположен в 50 метрах от предполагаемой постройки. Сейчас жители близлежащих домов — Масленникова, № 15, 96 и 9в, Пушкина, № 76 — активно бунтуют против строительства многоярусного гаража. Они считают, что это сооружение, по расчетам специалистов, «обогащающее» атмосферу 12,618 тоннами вредных выбросов в год (документально подтвержденные данные), нанесет непоправимый вред их здоровью. У компетентных контролирующих органов иная точка зрения.
История противостояния
Все началось еще в 1999 году, когда этот участок главным управлением архитектуры и градостроительства города Омска был выбран под постройку многоярусного гаража. По проекту, разработанному институтом «Омскгражданпроект», здесь планировалось разместить 600 автомобилей. Тогда с этим не согласился Государственный комитет охраны окружающей среды по Омской области. Экологическая обстановка в районе пересечения магистралей улиц Масленникова и Жукова в части шумовой нагрузки и выбросов автотранспорта на прилегающую жилую застройку была названа неблагополучной. Отмечалось, что особенно высок уровень фонового загрязнения воздушной среды двуокисью азота. Поэтому от Госкомэкологии поступило предложение сократить число машино-мест до трехсот. Строить такой дорогостоящий объект, ограничившись предлагаемым числом мест, было невыгодно, и в 2000 году к проекту вернулись. Но и новому проекту гаража на 500 машино-мест природоохранный комитет вновь не дал «зеленого света», назвав те же причины. Однако в июле нынешнего года выбор участка был согласован — Госкомэкология дала «добро».
В комитете природных ресурсов эту нелогичность объяснили тем, что исчезло главное препятствие к строительству 500-местного гаража — изменился старый СНиП (санитарные нормы и правила), согласно которому в жилом секторе не допускалось размещение гаражей и стоянок более чем на триста машин. По новым же правилам в закрытом многоярусном гараже можно размещать и свыше трехсот автомобилей даже близ жилья. Дали свое разрешение и другие контролирующие организации: Центр санитарно-эпидемиологического надзора по городу Омску, Главархитектура, ГИБДД.
Казалось бы, вопрос исчерпан -свой вердикт вынесли компетентные органы — строительство гаража вполне приемлемо и никто от него не умрет. Однако у жителей этого микрорайона есть не менее веские доказательства опасности этого объекта, основанные, как ни странно, на документах этих же, выдавших положительные заключения, организаций. Прежде всего это результаты экологической экспертизы прошлых лет, где отмечены превышения предельно допустимых концентраций. В новом заключении комитета охраны окружающей среды информации об этом не было, но есть и другой, не менее свежий и не менее официальный документ. На карте «Моделирование загрязнений воздушного бассейна города Омска выбросами от автотранспорта», составленной тем же Государственным комитетом по охране окружающей среды по Омской области, ГУ «Природоохранный центр» район улиц Масленникова-Жукова отмечен как один из самых грязных по уровню превышения предельно допустимых концентраций углекислого газа и окиси азота. Гараж, однако, решили строить именно здесь. Как нам сказали в комитете по охране окружающей среды, карта, хотя и отражает реальную картину, документальной силы не имеет. Законным основанием для принятия решения об экологической обстановке в районе и вынесения заключения являются только результаты исследований центра метрологии и сертификации и гидромета. Они превышений концентрации вредных веществ в приземном слое атмосферы не выявили. Парадокс, правда, в том, что конкретно на месте застройки длительных наблюдений никто не вел. Показания фонового загрязнения атмосферы сняли с ближайшего наблюдательного поста ЦМС, поэтому по отношению к конкретному месту — угол Масленникова-Жукова — они весьма приблизительны. В комитете природных ресурсов не отрицают, что реальный уровень загрязнения в районе строительства может быть выше официальных показателей, но для того, чтобы выяснить это окончательно, понадобится полномасштабное исследование в течение пяти лет. Между тем городу нужно строиться и развиваться…
ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ
Место на» пересечении автомагистрали Жукова и Масленникова, без сомнения, является очень привлекательным с градостроительной точки зрения. По сути, это главная причина, по которой внедрение проекта в жизнь активно поддерживает Омскглавархитектура. Площадка идеальна для того, чтобы решить проблему нехватки элитных гаражей, во-первых, и разгрузить центр города от толпящихся во дворах автомобилей и открытых стоянок, во-вторых. Открытые автостоянки, одна из которых, кстати, была размещена на этом месте до принятия решения о гараже, по заключению экологов, приносят гораздо больший вред. По проекту у гаражного сооружения предусмотрены замкнутые системы мойки и вентиляции. Все выбросы будут централизованно собираться и через определенное время под давлением выбрасываться на большую высоту в атмосферу, что позволит максимально ускорить процесс рассеивания тяжелых выхлопных газов и уменьшить их концентрацию. «Газовое облачко» будет таять за пределами ближайших домов. По мнению специалистов комитета защиты окружающей среды, от замены автостоянки на гаражи в экологическом смысле жильцы даже выиграли. Гараж с замкнутой системой вентиляции менее опасен.
Эти доводы нечаянно узнавшим о том, каким воздухом они дышат, жителям микрорайона — до лампочки. Они согласны теперь вообще вынести подальше от домов все гаражи и автомобили. Получать дополнительную отраву, сверх того, что приносит магистраль, они не желают ни в каком виде. Поэтому хотят вместо гаража видеть парк. С тем, что для жильцов дома, окнами выходящего на самую оживленную магистраль города, лучше, конечно, разбить на этом месте парковую зону, согласны и в Госкомэкологии. Настаивать на своем жильцы имели бы полное право — согласно требованиям санитарных норм, размещение объекта вместимостью более трехсот машин в жилом секторе возможно только с согласия жильцов, -если бы в свое время не подписались под строительство в обмен на обещанную фирмой «Рубин» детскую площадку. Потом, правда, решением большинства голосов свое согласие жильцы отозвали, но поезд уже ушел — основание для того, чтобы «застолбить» площадку, было дано. Сейчас, несмотря на письменные протесты жильцов, там активно ведутся работы.
А СТРОЙКА УЖЕ НАЧАЛАСЬ
Любое строение, прежде чем появиться на свет божий, проходит кучу проверок, комиссий и согласований. Начиная от выбора площадки, анализа предпроектной документации и заканчивая последним винтиком в санузле. Пока гаражный колосс находится в начальной стадии — получено согласование на выбор земельного участка. Этот документ позволяет вести подготовительные работы — то есть расчистку и ограждение строительной площадки. Разрешения на начало строительства пока нет, для этого нужно предоставить в контролирующие органы проектную документацию. В частности, раздел проекта «Охрана окружающей среды» должен пройти экологическую экспертизу в Госкомэкологии, где будут проанализированы соответствующие технические решения. Потом проект в целом должен быть рассмотрен вневедомственной комиссией. После этого можно строиться. Тем не менее работы на участке активизировались уже сейчас, вырыт глубокий котлован. За это Госкомэкопогией и экологической прокуратурой Омской области строителям выписано предписание о временной приостановке работ и возложен штраф.
Впрочем, в том, что раздел проекта «Охрана окружающей среды» пройдет, в Госкомэкологии практически не сомневаются — расчет рассеивания выбросов был сделан еще на стадии определения участка. Жильцы же околотка Масленникова — Пушкина, исходя из требований СНиПа, настаивают на том, что решение о строительстве гаража на этом месте было неверным. В числе прочих фактов не было, например, учтено и то, что в доме Масленникова, № 15 с недавних пор разместилась детская школа искусств.
На защиту интересов жителей поднялись депутаты горсовета. Как нам стало известно, намедни в городских эшелонах власти состоится совещание с участием всех заинтересованных сторон и представителей компетентных органов. Рассудят спорщиков. Правда, выносить решение в пользу жильцов сейчас особенно невыгодно — кому-то придется возмещать заказчику кругленькую сумму, которую он успел вбухать в строительство…
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Ситуация с гаражом сложилась и в самом деле абсурдная. Одни небезосновательно опасаются за свое здоровье, у других же есть все разрешающие документы. Градостроительный интерес столкнулся с интересами частных лиц. Кто здесь прав, судить мы не беремся, на то и в самом деле есть компетентные органы. Соль не в этом. Конфликта можно было бы избежать, если на сигналы жильцов вовремя была бы какая-то ответная реакция. Куда они только не обращались. Писали письма главным санитарным врачам города и области, в Госкомэкологию, Главархитектуру, Гражданпроект с просьбой прокомментировать вполне конкретные факты. Согласитесь, когда под носом у людей располагается источник токсических выбросов, они вправе требовать двухсотпроцентную гарантию своей безопасности от любого уровня власти. Однако санитарные службы до разъяснений жильцам и перепроверки материалов так и не снизошли. Поэтому жилсектор решил, что компетентным органам просто нечего ответить. Теперь жильцы настаивают на расследовании материалов экологической прокуратурой и независимой экологической экспертизой, с привлечением специалистов из другого города.