ОМСКАЯ ОБУВЬ — БЕГ С БАРЬЕРАМИ

Омские производители не слишком расторопны, поэтому рынок обуви в руках "черных импортеров"

Ситуация с производством обуви в Омске оставляет желать лучшего. Те немногие обувные предприятия, которые существуют в нашем городе, либо остаются в своих нишах, либо просто не используют имеющийся потенциал. Так или иначе, но обувная отрасль в нашем городе должным образом не развивается, мода и технологии идут вперёд, а наш производитель никак не может за ними угнаться.

Тапки разные нужны, тапки разные важны

Если какой-нибудь негр в Африке может ограничиться парой плетёных сандалий, да и то для самых холодных деньков, то для нас, сибиряков, такая роскошь непозволительна. Помимо лёгких туфель нам необходимы и тёплые сапоги, и непромокаемые ботинки, и, наконец, домашние тапочки. С неба на нас всё это, естественно, не падает, поэтому производителю обуви, казалось бы, есть где развернуться. Но вот только почему-то с этим самым «развернуться» у омских обувщиков возникли проблемы.

Можно было бы сослаться на извечную российскую проблему не то дураков, не то дорог, но сейчас, в условиях современной рыночной экономики, такие «отговорки» неприемлемы. Если учесть, что с 5 492 тыс. пар обуви, выпущенных в 1990 году в Омске, объём производства к 1999 году снизился до 455 тыс. пар, а за первое полугодие текущего года было выпущено лишь 106 тыс. пар, то вывод о том, что обувная отрасль в Омске сходит на нет, напрашивается сам собой. Причём производители этого и не отрицают…

Остров невезения…

Рассуждая о причинах плачевной ситуации, омские обувщики сходятся в одном: в городе безденежье. И, как следствие, покупательная способность омичей очень низкая. Ещё трудности производства объясняют невыгодным географическим положением Омска в частности и Сибири в целом: ведь из двенадцати месяцев девять — зима и только три — лето. Конечно, может быть, дополнительные затраты на отопление и электроэнергию в некоторой степени и осложняют существование сибирских производителей. Но вспомним ту же новосибирскую обувную компанию «Вестфалика», чью продукцию можно купить сегодня во многих крупных городах Сибири и Дальнего Востока. Ведь сейчас о «Вестфалике» можно говорить как о преуспевающей компании, причём база, на основе которой создавалось это предприятие, ничем принципиально не отличалась от условий, в которых примерно в то же время (в начале 90-х гг.) начали свою деятельность две наши обувные фирмы «Артур» и «Лидер-Мода»(два года назад называвшаяся «Ангел»). Оба этих предприятия купили в свое время цеха у «Темпа» и занялись производством обуви собственной марки. Тем не менее вывести производство на уровень новосибирцев им не удалось.

Определенные сложности испытывают и динозавры обувной промышленности Омска — «Импульс» и «Темп». Оба эти предприятия действуют более 50 лет. Они выросли и окрепли под крылышком советской власти, которая всегда контролировала все этапы производства от закупки сырья до рынка сбыта. Такую функцию контроля выполняло Омское производственное обувное объединение, которое существовало вплоть до начала перестройки. В него входили все омские обувные производители, в том числе и 1-я обувная фабрика (сейчас ЗАО «Луч») и Калачинский филиал (это что касается «Импульса», «Темп» же в славные «совковые» деньки обретался в рамках объединения «Облобувьбыт»).

При переходе на другую форму собственности всяческие объединения перестали существовать и каждому коллективу предоставили возможность решать самостоятельно свою дальнейшую судьбу. От былого великолепия на сегодняшний день осталось три предприятия (упомянутые ранее «Темп», «Импульс» и «Луч»), которые сейчас являются акционерными обществами. В то время обувщики разделили сферы деятельности исходя из своей специализации: «Импульс» — пошив, «Темп» — ремонт и пошив «военки» — «Луч». К сожалению, на сегодняшний день они остаются в тех же самых нишах обувного рынка, что и 10 лет назад. Как говорится, воз и ныне там. И это несмотря на то, что к тому времени наши обувные фабрики имели оборудование, помещения, устоявшиеся коллективы специалистов и определенный опыт работы. Казалось бы, рай для промышленника. Но здесь нельзя забывать о человеческом факторе. Ситуация на рынке изменилась достаточно резко, но человеческое сознание оказалось не столь гибким. Сказалась неожиданно проявившаяся консервативность во всем: в мышлении, производстве, экономике.

За что боролись?

Очевидно, 70 лет «совка» сделали свое дело, и теперь остается только пожинать плоды. Это касается в равной степени как исполнительского, так и руководящего состава. Быть может здесь и причина того, что обувные предприятия Омска по сей день находятся в стопоре. В любой сфере деятельности, разумеется, необходимо стремиться к идеальному варианту. С окончанием передела собственности начинается новый виток в развитии промышленности и на пороге этой эпохи должен оформиться эталон хозяина и предприятия, им управляемого. В отличие от советских времён сейчас владелец должен быть заинтересован в развитии своего предприятия, в поиске новых технологий, моделей, выгодных партнёров, так как от этого зависит получаемая им прибыль. Элементарная психология применима даже на обувном рынке: чувство полной собственности непременно влечёт за собой ответственность за выполнение обязанностей. Сейчас промышленники выбирают стратегию и тактику ведения производства, и закон джунглей становится законом рынка: выживает сильнейший.

Сама по себе обувная отрасль — это борьба технологий, квалификации… в общем, кто первый встал, того и тапки. Печально, но наши омские обувщики не проявили себя в этой борьбе достаточно расторопными. В результате «тапки» оказались в руках импортёров, так называемого «чёрного импортёра» (обувь из Китая, Кореи и др. которой заполнены наши рынки) и фирм, привозящих обувь, изготовленную по европейским стандартам. Завоз иностранной обуви привёл к перенасыщению рынка. А ведь были когда-то и времена дефицита, когда омские производители были уверены в том, что выпущенная продукция разойдётся в один миг. Теперь за потребителя приходится бороться, а делать это обувщики, увы, не привыкли — в чересчур тепличных условиях они были воспитаны.

Другой особенностью постсоветского мышления можно назвать склонность покупателя приобретать вещи, гоняясь за дешевизной. Потому «чёрный импортёр» и держит первенство, так как себестоимость его продукции намного ниже нашей — у омских обувщиков больше издержек производства: налоги, доставка комплектующих, сложности с арендой.

Одна из немаловажных причин низкого спроса на омскую обувь — неактуальность моделей, неспособность идти в ногу с модой. Вот и носят — не переносят обувь омских фабрик в основном непритязательные пенсионеры и люди с нестабильным материальным положением. Получается классическая «медаль с двумя сторонами»: с одной — производитель с его неспособностью адаптироваться к условиям рынка с другой — косное сознание покупателя.

Тише будешь — дальше едешь?

Хотя молодые предприятия «Артур» и «Лидер-Мода» пытаются преодолеть этот барьер, разрабатывая более современную обувь и работая с импортными комплектующими, такие попытки нельзя назвать слишком удачными — в городе про эти компании известно немного. Если про «Артур» еще можно говорить как о предприятии с именем, то «Лидер-Мода» практически неизвестна. Сказывается явная нехватка рекламы.

Конкуренции между омскими производителями фактически нет. Ведь что есть конкуренция? По мнению директора обувного объединения «Импульс» ПЕТРОВА Н.П., конкуренция — борьба между двумя компаниями за рынок сбыта, иначе говоря, монополия. А о какой монополии может идти речь, когда омские производители «поделили территорию», и на чужой участок никто не заступает. Говоря это, мы не учитываем частников, которых невозможно ни проконтролировать, ни зафиксировать.

Вот такую невесёлую картину мы наблюдаем, глядя на развитие омского обувного производства жить и жить… Что это — нежелание или невозможность выйти из своих ниш и попытаться расширить рынки сбыта путём внедрения новых технологий? Возможно, что через некоторое время о наших обувщиках можно будет говорить как о крупных, преуспевающих предприятиях, чего мы, как коренные омичи, искренне им желаем. Возможно, даже тот самый негр будет покупать когда-нибудь себе новые сандалии омского производства, но до этого нам

Отсчет срока гарантийной службы новой обуви начинается с начала сезона, даже если вы купили ее в другой сезон. Не забывайте, что по Омской области сезоны начинаются: весенний — с 15-го марта по 15 мая

летний — с 15-го мая по 15 сентября

осенний — с 15-го сентября по 15 ноября

зимний — с 15-го ноября по 15 марта

Что касается срока гарантии, то он, согласно Закону РФ «О защите прав потребителя» (ст.5), устанавливается изготовителем или продавцом товара, если изготовитель не установил срока носки или сверх установленного изготовителем.