После того как с 1 июля на таможенных постах стал взиматься НДС, резко сократился поток грузов, поступающих в Омскую область из стран ближнего зарубежья. Прежде всего из сопредельного Казахстана. При этом основную часть поступающего к нам товара составляет сегодня скоропортящиеся товары — овощи и фрукты. Продукции же производственно-технического назначения везут теперь чрезвычайно мало. Несмотря на это, машинам приходится выстаивать многие часы в очередях к таможенным постам, а документы на вагоны, как и прежде, оформляются по нескольку суток. В результате все больше предпринимателей предпочитают ввозить в Россию товары через Новосибирскую область и Алтайский край, где таможню, говорят, можно пройти намного быстрее, чем у нас. Ну а сколько грузов идет сейчас в обход таможенных постов, без всяких там очередей, пошлин и НДС, никто не знает. Но, наверняка, намного больше, чем до 1 июля.
Разговор об этом шел на «круглом столе» с представителями омской таможни во время торгово-экономической миссии предприятий Павлодарской области. За примерами павлодарцам далеко ходить не надо было: даже их автобус без всяких грузов простоял у таможенного поста три часа. Впрочем, и россияне, и казахстанцы теперь еще не раз прочувствуют на себе, что после 1 июля не только введен НДС на таможне, но и отменен прежний, упрощенный, проезд российско-казахстанской границы физическими лицами. В оправдание же непонятных проволочек и.о. первого заместителя начальника Омской таможни Владимир ШИШОВ пожаловался на катастрофическую нехватку сотрудников: нынешнее штатное расписание составлялось в начале 90-х годов, когда функций у таможенников было намного меньше да и границы-то между Россией и Казахстаном практически не было. Ну а после 1 июля сотрудников таможни просто захлестнул вал работы по взиманию НДС и полному порядку таможенного оформления. Сейчас, по словам Владимира ШИШОВА, в Москве рассматривается вопрос об увеличении числа таможенников, после чего их должно стать в Омской области человек на 100 больше. Ситуацию же, когда подолгу оформляются грузы, таможенный руководитель объяснил тем, что часто предприниматели неправильно готовят документы, и их потом приходится переделывать. Участники встречи тут же начали бурно возражать. Какое может быть неправильное оформление документов, когда, скажем, предприятие из года в год, чуть ли ни изо дня в день, поставляет одни и те же товары в Казахстан?
Но, несмотря на это, вагоны с грузом дожидаются своей очереди по 6-7 суток, предприятия терпят убытки, платя МПС таможенные штрафы за каждый день простоя. Из-за подобных проволочек на таможне большая часть павлодарских школ встретила 1 сентября с дырявыми крышами, потому как битум и рубероид для ремонта кровель наши соседи получают исключительно из Омска. Так что доводы Владимира ШИШОВА деловых людей не убедили, и они остались при мнении, что главная причина волокиты не в малом количестве таможенников, а в отсутствии у них должной дисциплины и в формально — бездушном отношении к людям. Впрочем, эти факторы, видимо, как раз и учитывали в Москве при составлении законов, определяя максимально допустимый срок прохождения таможни в 10 суток, а не в 10 минут, как в странах ЕЭС.