ИГОРЬ ЗУГА: "В ОМСКНЕФТЕХИМПРОЕКТЕ БОЛЬШИНСТВО ЧЕРТЕЖЕЙ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ВРУЧНУЮ. ПОКА"

ИГОРЬ ЗУГА: «В ОМСКНЕФТЕХИМПРОЕКТЕ БОЛЬШИНСТВО ЧЕРТЕЖЕЙ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ВРУЧНУЮ. ПОКА»

В одном из крупнейших проектных институтов Омска произошла смена руководства

Здесь не было явного традиционного противостояния и подковерной борьбы, причем 20 августа 2001 года Собрание акционеров ОАО «Омскнефтехимпроект» генеральным директором института выбрало Игоря ЗУГУ. Корреспонденту «Коммерческих вестей» удалось встретиться с новым руководителем и узнать подробности, если можно так выразиться, «бархатной» революции в стенах «Омскнефтехимпроекта».

— Игорь Михайлович, скажем прямо, институт «Омскнефтехимпроект» достался вам в хорошем состоянии. По сути, это одна из немногих проектных организаций области, которая почти полностью сохранила свой кадровый потенциал благодаря более-менее стабильному заказу от нефтепереработчиков. Однако любая смена руководства предприятия, как правило, назревает объективно как внутри коллектива, так и за его пределами. Каковы были причины для смены руководства, почему, на ваш взгляд, акционеры «Омскнефтехимпроекта» поддержали вашу кандидатуру, более того, включили вас в Совет директоров?

— Да, конечно, причин было несколько, но главная — это замедление темпов развития самого института. И хотя за последние несколько лет здесь прошла коренная реструктуризация, от 500 сотрудников осталось 256, кардинально это проблему не решило. Институт сейчас не способен быстро реагировать на постоянно изменяющиеся требования заказчика. Например, использование систем автоматического проектирования (САПР) в последние годы стало уже нормой в наукоемких технологиях. А в «Омскнефтехимпроекте» по-прежнему большинство чертежей выполняется вручную, а это дополнительные затраты как по времени, так и по деньгам. И подобных примеров можно приводить много. Самый символичный, на мой взгляд, это фасад здания института, который ремонтируется чуть ли не ежегодно. Снаружи все выглядит благопристойно, а вы зайдите внутрь, и вам многое станет понятно — здесь почти ничего не менялось около 20 лет… Поймите меня правильно, я не умаляю ни в коей мере достижения специалистов «Омскнефтехимпроекта». Более того, я считаю этот институт бесценным для промышленности региона, из таких специализированных проектных организаций сейчас в стране активно действует не более трех. Но, тем не менее, необходимость в изменениях назрела и здесь. Нужны более высокие скорости, нужны современные проектные технологии. Это поняли сами сотрудники института и в мае этого года обратились ко мне с просьбой возглавить эту организацию. После соответствующих консультаций я предложил программу дальнейшей деятельности института, которую и поддержал совет директоров ОАО «Омскнефтехимпроект».

— С другой стороны, решение возглавить институт можно рассматривать как логичное продолжение вашего бизнеса: до последнего времени вы руководили коммерческой фирмой «Сибпромсервис», которая специализировалась на проектировании, монтаже и обслуживании систем пожарной безопасности, в том числе и для объектов нефтехимического комплекса.

— Да, это действительно так. Будучи генеральным директором «Сибпромсервиса», я, скорее руководил единой командой и постоянно ставил перед своими сотрудниками задачу расширения круга заказчиков и увеличения объемов проектных и строительных работ. В прошлом году «Сибпромсервис» достиг показателя 27 млн. рублей. Это не только хорошие деньги, но и доверие, которое ни за что не купишь: ты берешься за дело и сдаешь объект «под ключ», при этом вся ответственность ложится только на тебя. Если ты однажды доказал свою надежность, то заказчик будет вновь и вновь обращаться только к тебе. За 10 лет деятельности «Сибпромсервис» стал фактическим монополистом в Омской области на рынке изготовления систем пожаротушения и пожарной сигнализации. Причем в последнее время большая часть заказов пришлась именно на предприятия нефтехимического комплекса. В то же время объем проектных и других работ, выполненных «Омскнефтехимпроектом» в прошлом году, оказался гораздо ниже объемов «Сибпромсервиса» — около 20 млн. рублей. Как я уже говорил, темпы выполнения работ значительно замедлились. Видимо, это стало одной из причин предложения возглавить институт, поступившего ко мне от части его сотрудников. Ведь в институте в последнее время сложилась парадоксальная ситуация: спрос на проектные работы в нефтехимической отрасли растет, а скорость их выполнения отстает от необходимой.

— Кто крупнейшие акционеры института?

— Как и прежде, государство сохранило полный контроль за деятельностью «Омскнефтехимпроекта», по-прежнему владея 51% акций. 18,3 % акций сейчас находится в собственности «Сибпромсервиса». Оставшаяся часть распределена между физическими лицами.

— Какова судьба вашего детища — «Сибпромсервиса», ведь по закону вы не имеете право совмещать должности генерального директора в двух акционерных обществах?

— Мой переход на новую должность вряд ли в худшую сторону отразится на деятельности «Сибпромсервиса». Думаю, наоборот, это только придаст ему дополнительные возможности для роста. Да, я ушел с должности генерального директора, но оставил за собой должность председателя совета директоров ОАО «Сибпромсервис» и, соответственно, возможность влияния на деятельность предприятия.

— Новая метла по-новому метет. Наверное, рядовые сотрудники института с некоторой опаской ждут ваших первых шагов в директорской должности. Чего им ждать в ближайшее время?

— В принципе, ничего страшного. Весь положительный опыт из нашей предыдущей деятельности в «Сибпромсервисе», конечно же, перенесем в институт. Многие вопросы хочу решать коллегиально. Для начала мы проведем внутреннюю экспертизу и по ее итогам составим перспективный план развития организации. Учитываться будут мнения и пожелания каждого сотрудника, однако уже сейчас с полной уверенностью можно сказать, что в первую очередь будет проведена полная информатизация института, т.е. компьютеризация. Весь процесс проектирования, моделирования и испытаний будет максимально автоматизирован. Со всей ответственностью могу заявить, что социальные гарантии внутри института не ухудшатся, а при благоприятном развитии событий в нефтехимической отрасли даже улучшатся. Сейчас заработная плата в «Омскнефтехимпроекте» выплачивается день в день и средняя ее величина 8 200 рублей. По нынешним временам это очень хорошо, хотя я считаю, что так оно и должно быть: каждый должен зарабатывать в соответствии со своими способностями и мерой ответственности за свое дело. В любом случае проектировщики как работали над своими заказами, так и будут работать. Вот-вот состоится долгожданный пуск установки сернокислотного алкелирования на ОНПЗ, в разработке и сопровождении проекта которого принимал участие и «Омскнефтехимпроект». На завершающей стадии все должны сработать просто, четко и уверенно. Программа выполнения заказов у института расписана почти на год вперед: мы уже приступили к разработке плана реконструкции резервуарного парка СБ-2 для нефтезавода, разрабатываем для него же технико-экономическое обоснование реконструкции системы энергоснабжения. Так что заказы будут, а значит, и деньги за их выполнение… Через два года «Омскнефтехимпроект» отметит свое 50-летие. Надеюсь, что все мы вместе встретим полувековой юбилей как единая команда. У нас для этого есть все возможности и условия.

БИОГРАФИЯ И.М. ЗУГИ.

Игорь Михайлович Зуга родился 4 июня 1962 года в шахтерском городе Киселевске Кемеровской области. В 1984 году окончил Кемеровский технологический институт пищевой промышленности по специальности инженер-механик машин и аппаратов пищевых производств, после чего по распределению был направлен в Омск. Сразу получил должность главного механика на дрожжевом заводе и одновременно поступил в еще один вуз — Всесоюзный заочный финансово-экономический институт, диплом об окончании которого получил в 1992 году.

Годом раньше было создано акционерное общество «Сибпромсервис», директором которого он являлся до августа 2001 года. Свой уход с дрожжевого завода в бизнес мотивировал невозможностью дальнейшего профессионального и карьерного роста и никогда впоследствии не жалел об этом. За 10 лет ОАО «Сибпромсервис» стало, по сути, монополистом в разработке, монтаже и обслуживании систем пожарной безопасности и пожаротушения. По словам самого Игоря ЗУГИ, именно это направление деятельности предприятия стало доминирующим по сугубо экономическим соображениям: такого рода деятельность облагается налогом на прибыль в размере 50%, а платежи по НДС и вовсе отсутствуют.

Игорь ЗУГА один из учредителей Омского областного союза предпринимателей.

Дочь Игоря Михайловича, Катерина, в этом году с золотой медалью окончила школу и поступила в ОмГУ на экономический факультет, занимается бальными танцами.