Сегодня пейджинг все дальше отходит в тень под натиском операторов сотовой связи, которые медленно, но верно снижают цены на свои услуги. Едва ли содержание пейджера обойдется дешевле разговоров по мобильному телефону, но для корпоративной связи он еще долго останется актуальным.
«Дела давно минувших дней…»
На заре своего появления, в 1994 году, пейджеры пользовались заслуженным успехом. Возникали новые компании, вводились новые услуги, количество абонентов росло, — словом, этот сегмент рынка связи достаточно динамично развивался. Пейджинговым компаниям, которые уже прочно стояли на ногах, ничего не могли противопоставить молодые тогда операторы мобильной связи.
Достаточно высокий (в смысле — успешный) полет пейджера над Омском не смог прервать даже кризис 1998 года. Именно тогда и проявилось основное положительное качество данного вида связи — доступность даже для представителей среднего класса и для тех, кто раньше был всем, а после 18 августа потерял свою весомость и вместо неизменного сотового телефона вынужден был довольствоваться пейджером.
Меж двух огней
Сейчас «мобильный» контракт на месяц обслуживания стоит от пяти условных единиц. Как и на услуги пейджинговой связи. Но за все разговоры, как вы понимаете, надо платить. А связь нужна позарез. И вот перед пользователем во всей красе встает следующая дилемма.
Итак, вы — человек занятой. У вас есть выбор: или пейджер, который обслуживать вроде бы дешевле (пользуйся — не хочу, деньги отдал, все путем), или мобильный телефон, что, как вам кажется, более разорительно. Вы бросать направо и налево свои кровные не привыкли, а посему выбираете пейджер. Но не все то золото, что блестит. Считаем: месяц обслуживания у любого из омских операторов будет стоить от 150 до 400 рублей в зависимости от количества строк в пейджере (одна и четыре соответственно). Строчек вам надо четыре — сами же сказали, что занятой! А припомните-ка, какого рода сообщения вам обычно приходят? Правильно, позвони туда-то и тому-то. Значит, для обратной связи вам позарез необходима телефонная карта ОмГТС на сто единиц. Это еще рублей на сто минимум.
Итого: месяц связи с внешним миром вам обойдется рублей в пятьсот плюс-минус «полтинник» в обе стороны. За те же деньги можно держать все ту же пресловутую GSM-трубу с федеральным номером со всеми вытекающими отсюда удобствами, главное из которых — все-таки обратная связь. Много не наболтаешь, но если, как в рекламе, «говорить быстро и по делу», то вполне нормально. К тому же прогресс не стоит на месте, и цены на услуги будут только снижаться.
Как поживаете?
Свою незавидную судьбу прекрасно понимают и сами пейджинговые операторы. Но реагируют на изменения по-разному: динозавр на рынке такого рода услуг компания «Омский пейджер» в последнее время как-то приуныла. В прошлом обзоре мы упоминали, что эта организация предоставляет услугу роуминга, который поддерживается в 29 городах. Теперь от роуминга остались одни воспоминания. В ООО «Релеро-инжиниринг» корреспонденту «КВ» сказали, что техническая возможность есть, но на данный момент с роумингом возникают трудности.
Необходимый запас прочности создает для себя «Интерантенна-Омск». Параллельно со своими прямыми обязанностями она продает мобильные телефоны стандарта GSM, предоставляя в качестве бонуса месяц GSM-пейджинга, и торгует пакетами времени для Интернета. Такая всеохватность похвальна, но она, как мне кажется, сигнализирует о нелегком положении пейджинга в Омске.
По-настоящему хорошо себя чувствует, пожалуй, «Мобил Телеком». Оно-то, в принципе, и понятно: сеть по-настоящему федеральная, все-таки почти на 170 городов. Если что, Москва не даст пропасть.
Индивидуальный подход
Мы уже выяснили, что пейджер как-то незаметно потерял свое основное преимущество перед сотовым телефоном — свою доступность. А поэтому частники предпочитают пейджеру мобильник. Невыгодно, понимаешь.
Совсем по-другому обстоит дело, если вы руководите небольшой фирмой и ваши сотрудники постоянно в разъездах по городу. Здесь перед хорошим хозяином маячит заманчивая перспектива сэкономить. Все операторы весьма трепетно относятся к корпоративному клиенту, справедливо полагая, что в ближайшем будущем только с ним и придется иметь дело.
Они предлагают очень выгодные планы для организаций: есть хитроумная система, поощряющая долговременное пользование. Короче, если арендуешь много номеров на длительное время, то и плати меньше. Мол, вот как мы тебя ценим. Ну а если руководителю не до жиру или он не считает, что каждому подчиненному позарез нужен свой индивидуальный пейджер, то можно «повесить» на один номер несколько приемников. Представляете, как здорово: можно, не растрачивая попусту драгоценное время и нервы, всем подчиненным сообщить благую весть о повышении зарплаты или об увольнении без выходного пособия.
Не все так плохо
Что же в результате? А в результате налицо уход пейджинговых компаний в тень операторов сотовой связи. Как видим, частнику стало не столь обременительно содержать мобильный телефон, а поэтому нужда в пейджере как-то незаметно отпала. То есть, может, кому-то такая штука и нужна, но этот кто-то уже имеет «трубу» с пейджером в одном флаконе (у нас такую услугу предоставляют два оператора из трех). Есть пара случаев, когда пейджер выгоднее мобильника: это уже рассмотренный нами корпоративный тариф и случай командировки сотрудника по России. Подключение к роумингу в «Мобил Телеком», например, стоит 300 рублей. Не так уж и накладно, ведь один раз деньги отдаем. Так что пускай сотрудник по России катается: уплачено.