На первый взгляд, оно представляется несколько нелогичным: омский губернатор, всегда занимавший центристскую позицию, почти один в один озвучил лозунги коммунистической оппозиции. Однако в инициативе Полежаева при всем желании очень трудно отыскать элементы политической риторики и популизма. Одно дело -где-нибудь на митинге прокричать: «Платите больше!», заработать аплодисменты и ждать итогов голосования. Другое дело — заявить об этом с трибуны законодательного органа, приведя серьезные аргументы.
Главный из них — формирование бюджета будущего года. Около 50 процентов расходов планируется направить на зарплату бюджетникам. После того, как Москва забрала значительную часть налоговых источников, одним из основных налогов для пополнения областного бюджета станет подоходный, который напрямую зависит от размера зарплаты. А эти размеры стало принято либо занижать, либо скрывать. Сегодня, когда профсоюзы, как правило, работают на коротком поводке у руководства предприятий, многие директора стали не капиталистами, а феодалами: что хочу, то и ворочу, зарплату иногда плачу, не нравится — увольняйся. И очень заблуждается тот, кто считает это рынком рабочей силы. Обыкновенный базар, где обвешивают и обсчитывают. Пришло время наводить здесь порядок.
Как это сделать? Как заставить директора платить зарплату, которая зависела бы от доходов предприятия? Во время так называемой административно-командной системы было проще: секретарь обкома приказал — все начинают рапортовать о выполнении. Сегодня — сложнее. Губернатор не может приказать директору бывшего завода, а ныне акционерного общества, поднять зарплату рабочим. Не может заставить одним росчерком пера владельца 000 платить реальную зарплату по ведомости, а не в конвертах. Однако это не значит, что власть в сложившейся ситуации бессильна. Нужно только суметь эту силу применить. Во-первых, государство в лице областной администрации является акционером многих предприятий. И как акционер в течение десяти последних лет делало все возможное, чтобы они не пошли по миру. Налоговые льготы, инвестиции, лоббирование в правительстве. Обычному акционеру нужна прибыль, власти — экономическая и социальная стабильность. Сегодня уже никто не спорит, что ситуация в экономике стабилизируется. Предприятия переориентированы на новую продукцию, растет объем производства и, как следствие, прибыль. А зарплата работников замерла на отметке трехлетней давности. Директорам стало легче, а работникам — тяжелее. Несправедливо. Поэтому губернатор и настаивает, что часть нынешней прибыли должна оказаться в кошельках простых людей. Не разделяющих эту точку зрения директоров будут заслушивать не в здании обладминистрации, а на собраниях акционеров. Государство может воспользоваться своими пакетами акций и в крайнем случае переизбрать того руководителя, который не пожелает делиться доходами с работниками. Это и по закону, и по справедливости.
Наведение порядка в частном секторе в значительной степени зависит от работы фискальных органов. Как говорится, и смех, и грех, когда директор частной фирмы ездит на «Мерседесе», официально получая 700 рублей. По статистике около 60 процентов индивидуальных предпринимателей работают с нулевыми доходами. Армия нищих. Никто не спорит, что этим людям непросто, они сами создают рабочие места, сами развивают свой бизнес. Но живут-то они не на необитаемом острове, а в государстве. А в нем должен соблюдаться принцип социальной справедливости. А то почти как в бразильском футболе получается: вы возьмите налогов, сколько сможете, а мы заплатим столько, сколько захотим. В проигрыше остаются учителя и врачи, работники социальной сферы, да и сами сотрудники, получающие зарплату «в конвертах» по прихоти своего начальства. Ведь придет время, и эти «конверты» аукнутся мизерными пенсиями. Вполне возможно, что кто-то через несколько лет, оказавшись в такой ситуации, с болью вспомнит свое недоумение от выступления омского губернатора, дескать, чего он вмешивается, я ведь и так нормально зарабатываю. В том-то и дело, что ненормально. И осознать это лучше сейчас, а не с пенсионным удостоверением в кармане.
Сегодня пока рано говорить об эффективности губернаторской инициативы. Предстоит очень тяжелая работа. Но уже сейчас можно говорить о том, что областная власть в одиночку, без поддержки людей, интересы которых оно защищает, с ней не справится. Наступает время серьезного экзамена для трудовых коллективов и профсоюзов. Пожалуй, впервые за последние десять лет для них открывается реальная возможность отстаивать свои права, главное из которых — право на достойную жизнь.