СЕКРЕТ ЕГО ТАЛАНТА

СЕКРЕТ ЕГО ТАЛАНТА

Есть много звезд: Лучано Паваротти, Плачидо Домиго, Сириус, Альфа Центавра. Но все они далеко. В нашем городе есть своя

Причем величина и значимость ее ничуть не меньше. Как известно, горячее и ярче горит та звезда, которая ближе к нам.

Георгий Тарасович Салеидзе — заслуженный артист России, звезда Омского музыкального театра, один из лучших солистов, человек, участвовавший во множестве постановок, с которым работали талантливейшие режиссеры страны, — и земной, и не совсем…

Будучи еще ребенком, наш герой обнаружил недюжинные музыкальные способности. Одним словом, свое поприще он начал еще с детского сада, солируя в хоре, вытанцовывая невиданные кренделя и без труда овладевая нехитрыми детскими музыкальными инструментами. Но перспективе карьерного роста помешала война. Маленький москвич учился тогда на Плющихе, в школе № 34 и собирался переходить во второй класс. По воле рока, а также «благодаря» своим выдающимся по сравнению со сверстниками физическим данным, он по распределению попал в Фили. Да-да, в те самые Фили в которых когда-то заседал, обдумывая план военных действий, Кутузов. В отличие от знаменитого главнокомандующего, Георгий выполнял менее значимую, но нужную работу: копал окопы. Жил там же, в землянках. В то время здание военной академии имени Фрунзе, точнее, все его 11 этажей, служило госпиталем. Дети, взяв на себя роль шефов, делали все мыслимое и немыслимое, дабы помочь и поддержать раненых: пели, писали письма от их имени, заменяли сиделок. Среди этих «тимуровцев» непременно был и Георгий Салеидзе. В свободное от госпиталя время — другая работа: сбор осколков от гранат, дежурство на крышах…

Прошло время, и сейчас Георгий Тарасович -известный артист, но лозунгу: «Ни минуты покоя» и по сей день следует. Кстати сказать, за всю свою жизнь этот человек позволил себе отдохнуть только три раза — в Сочи, Ялте и местном доме отдыха «Колос».

В чем же секрет развития его таланта? Вспоминая военные дни, Георгий Тарасович поведал о том, чем он питался в кавычках и без. Как известно, большие секреты раскрываются невзначай, вскользь и чаще всего они простые, как дважды два, и в то же время доступные не для каждого «повара»: «З картошки + тушенка + ложка пшена». Картофелины дали этому человеку великолепный голос, тушенка — вечную молодость души и тела, а пшено… Наверное, пшено дало все остальное. Вот и весь секрет. Сегодня неиссякаемый талант артист Салеидзе сдабривает превосходнейшим украинским борщом, искусно приготовленным женой и помощником балетмейстера Светланой Мослак.

На пути актера «от терний к звездам» — неудачи и падения, признание и взлет, радость от осознания того, что то, что ты делаешь — делаешь во благо людям.

Георгий Салеидзе живет в Омске уже тридцать шестой год, но именно Москва оставила за плечами богатую школу, музыкальное училище имени Глазунова. Сначала он был солистом ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота, затем почти четыре сезона проработал в Улан-Удинском оперном театре. Был приглашен на открытие театра музыкальной комедии в Красноярске и «задержался» там на четыре года, позже — в Иванове. С 4 мая 1966 года этот неутомимый человек выступает на сцене Омского театра музыкальной комедии, где пропел все классические венские оперетты. И советские, кстати, тоже.

Есть ли любимые роли? Мне кажется, такой вопрос неуместен, потому что актер, проживая снова и снова судьбу очередного героя, пропускает ее через себя, тем самым сливаясь с ним в единое целое. И порой только занавес, разделяющий актеров и зрителей, оповещает и тех, и других о том, что роль сыграна, и это была только роль… Но все же предпочтение Георгий Тарасович отдает таким спектаклям, как «Цыган-премьер», «Любина роща», «Марица», «Летучая мышь».

Любимых актеров, на опыте которых рос Салеидзе, давно уже нет. Через все свое творчество он пронес память о старом МХАТе с его трагической актрисой Тарасовой и с самым большим, по словам Георгия Тарасовича, актером Дорониным. Боготворил Мордвинова, Яншина, мастера перевоплощения Смоктуновского, который как никто другой умел уйти от своей индивидуальности. По словам Георгия Тарасовича, у них даже сегодня должно учиться. И он учился. С большим уважением Георгий Тарасович говорит о педагоге по актерскому мастерству Серафиме Ивановиче Красавине. Именно этот человек стал авторитетом для тогда еще начинающего актера.

Наш герой не мечтал стать артистом, равно как и о славе. Все пришло само и постепенно. Он положил собой начало новой творческой династии. Сын Максим Георгиевич родился и учился уже в Омске. Теперь обладатель хорошего баритона вместе со своей женой работает в ансамбле милиции. Будем надеяться, что следующее поколение продолжит творческую линию и этой семьи.

Как говорилось в начале, за все годы, проведенные на сцене, Салеидзе работал со многими гениальными режиссерами, такими, как Хмельницкий, Веризов, Лавров, Паверман. Творческая идиллия господствовала благодаря тому, что в каждый новый спектакль актер приходил как младенец, тонко чувствовал и исполнял то, что хочет от него постановщик, а уж только потом вносил что-то свое.

Грим, костюм, декорации — и каждый раз иной образ. Но от индивидуальности уйти невозможно. Будь то ветреный цыган или надменный герцог, или просто человек, идущий по коридору театра и напевающий незатейливую мелодию — все это он, актер, совершивший турне по всей Средней Азии и многим городам России, а сегодня просто именинник.

30 сентября по этому случаю в музыкальном театре состоялся юбилейный вечер, на котором актер выступил в роли гостеприимного графа Орловского («Летучая мышь» И. Штрауса). Сколько ему исполняется лет? Этот вопрос неуместен. Творчество всегда молодо. Приходите на спектакли и убедитесь в этом сами.