Это одна из тех отраслей промышленности, которые определяют экономический потенциал государства, его место в мире.
В поздравлении работникам отрасли руководителей области Л. К. Полежаева и В. А. Варнавского отмечается: «Преодолевая период адаптации к условиям ранка, наши машиностроители упорным трудом подтвердили престиж Омской области как крупнейшего за Уралом центра машиностроения России, наращивают объемы производства, удерживают лидирующие позиции по освоению, выпуску конкурентоспособных видов продукции, поиску рынка ее сбыта… С праздником, уважаемые машиностроители! Желаем вам крепкого здоровья и оптимизма, удачи в делах и благополучия!»
Губернатор Леонид Полежаев принял решение о выделении в течение трех лет из областного бюджета 1 млрд. 50 млн. рублей на освоение производства и сертификацию самолета Ан-70, головным изготовителем которого в результате тендера названо омское объединение «Полет».
То, что «Полет» готов к выпуску Ан-70, стало ясно после восстановления силами объединения потерпевшего катастрофу украинского Ан-70. Но решающим фактором для принятия госкомиссией решения в пользу омских авиастроителей стали, пожалуй, личные гарантии Леонида Полежаева оказать из областного бюджета финансовую помощь объединению.
Любопытно, что после подведения итогов тендера главный конкурент омичей — самарский «Авиакор» не оставил попыток отстоять производство Ан-70 у себя. По сообщению Агентства военных новостей, самарский губернатор-Константин Титов обратился к главнокомандующему российских ВВС Анатолию Корнукову с просьбой оказать содействие в изменении решения о месте производства Ан-70, напомнив ему, что «Авиакор» три года готовился к этому за счет собственных средств. Понять самарцев можно — «Авиакор» попал в весьма сложное положение после прекращения выпуска Ту-154, но теперь, после данных омским губернатором гарантий, дальнейшая борьба вряд ли имеет смысл.
Всего на освоение выпуска и сертификацию нового самолета необходимо около $100 млн. 20 процентов этой суммы выделит федеральный бюджет, более трети — областной, остальные средства изыщет сам «Полет» — в первую очередь за счет валютных поступлений от коммерческих запусков зарубежных спутников, выводимых на орбиту ракетоносителем «Космос-ЗМ», который производится объединением.
По словам генерального директора ПО «Полет» Олега Дорофеева, выпуск Ан-70 будет наращиваться поэтапно. Через три года машина должна получить летный сертификат, а еще через год объединение намерено выйти на производство пяти самолетов в год. Всего российские ВВС планируют закупить 164 самолета Ан-70, что, по мнению генерального директора, обеспечит «Полет» госзаказом на 20 лет. По словам представителей объединения, на авиасалоне МАКС в подмосковном Жуковском новым военно-транспортным самолетом очень интересовались китайцы. Есть все основания полагать, что приобрести его пожелают и другие традиционные партнеры России.
Авиадвигатели омичам будет поставлять Запорожский моторостроительный завод, часть узлов они получат от АНТК им. Антонова, а изготовление других разместят на российских заводах, в том числе омских (одним из смежников «Полета» уже называют АО «Омскагрегат»), Сейчас «Полет» активно занимается решением кадрового вопроса. Как заявил Олег Дорофеев, на первых этапах организации производства будут приглашены высококвалифицированные специалисты из Киева и Новосибирска, а затем объединение намерено наладить подготовку собственных кадров. На его базе будет организовано обучение местной молодежи, которая через 2 — 3 года начнет приходить на смену нынешним 50-летним. Новому поколению и предстоит поставить на крыло военный авиагрузовик XXI века.