СВАСТИКА В НЕБЕ НАД ОМСКОМ

СВАСТИКА В НЕБЕ НАД ОМСКОМ

Омские староверы-инглинги молятся Перуну и считают своим символом свастику. Среди них доктора наук и обыкновенные школьники

Упоминания о язычестве, о древних обрядах и праздниках, о божествах, управляющих стихиями вызывают ассоциации с глубокой древностью, со сказочностью.

Для нескольких тысяч жителей Омска и Омской области религия их предков и сейчас — единственно возможная. Для человека современного это может показаться чем-то декоративным, не вполне искренним. Трудно представить, как люди абсолютно серьезно способны поклоняться деревянному божку.

«Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Это надпись на табличке у ворот деревянного одноэтажного дома, где находится управление церкви и сам храм. Отец Александр — старовер по роду отца, его мать — христианка. Он управляет церковью уже 16 лет. Помещение в обычном частном доме мало напоминает храм в обычном понимании — в центре на возвышении статуя бога Перуна. Пахнет благовониями, перед статуей горит небольшая свечка, пол и стены-деревянные. В соседнем помещении живут члены общины и студенты духовного училища.

— Что изучается в вашем училище?

— Юджизм, или мировосприятие. Религиоведение- изучение всех религий, которые есть в России, философия, древние языки и много других предметов.

— Какое образование у тех, кто здесь учится?

— Со школьным образованием процентов 10-12. Остальные — люди с высшим образованием. Есть и кандидаты наук, в 1996 году у нас учился доктор наук.

Эти люди не похожи на безумцев или на экзальтированных адептов «истинных» религий, уверяющих, что именно они постигли смысл жизни и готовы поделиться им с вами. У них собственный взгляд на окружающий их мир, особенно на различные природные явления, причину которых они, подобно своим предкам, видят в действиях таинственных сил и многочисленных богов.

— Ваша церковь чем-то отличается от секты?

— Секта — это любое ответвление от какого-то начала, прирост, искажение. У них в основе всегда что-то неискреннее, хитрое. У нас же вера изначальная — это противоположно любой секте. Можно представить себе чистый ручей: он течет и в него падает сор, в конце он превращается в болото. Чтобы понять, что такое чистота, все идут к истоку.

— Как вы относитесь к представителям других религиозных течений?

— Староверы прежде всего веротерпимы. Мы с уважением относимся к тем, у кого есть своя мудрость, своя культура. Главный принцип — они не вторгаются к нам, а мы к ним.

— Какие у вас отношения с официальной религией?

— Нам нечего делить — они своему богу молятся, мы — своим. У меня прекрасные отношения с большекулачинским отцом Виталием. Разница между нами в том, что они рабы божие, а мы дети божие.

— Что это значит?

— Боги могут быть небесными и земными. У всех есть земные боги — отец и мать, поэтому их надо уважать и почитать как богов, а их сотворили их боги — боги наши — суть предки наши.

— Многих, наверное, пугает ваша символика, ведь это свастика.

— Свастика — это древний символ солнца, благоденствия, счастья, вечного движения. Мы вкладываем в нее только это значение. Ты когда последний раз на звездное небо смотрела? Слева от Большой медведицы как раз свастика на небе — созвездие Свати.

— Я знаю, что бога Перуна, которому вы поклоняетесь, называют кровавым богом и в древности ему приносили в жертву людей и животных.

— Перун — это бог-покровитель мудрости, защитник родной земли. Все остальное придумали несведущие люди.

— Откуда могли взяться эти выдумки?

— Да, написано: корни перунова древа — дуба — поливали медвежьей кровью. Поэтому глупые переводчики сделали вывод — славяне-варвары приносили в жертву медведей. Отсюда и пошло. На самом деле ритуальная медвежья кровь — это малиновый сок. Когда медведь идет по малиннику, он ягоду ест и половину давит. И эти ягоды малины на шкуре назывались медвежьей кровью.

— Есть ли у вас заповеди? Что считается грехом?

— У нас заповедей много. В христианстве они имеют общий характер, а у нас заповеди на каждый конкретный случай. Одну заповедь Перуна ты исполняешь с детства: «Омывайте после деяний ваших руки ваши, ибо кто рук своих не омывает, тот силу божью теряет». У Перуна 33 заповеди, у Сварога 33, есть другие боги и богини, но чтобы все эти заповеди выполнить, есть две великие основы — свято чтить своих богов и предков и жить по совести в гармонии с природой.

— Если говорить о возрасте, кто приходит в вашу церковь?

— До 14 лет люди нашу церковь не посещают. Я не знаю, как можно делить людей на молодых и старых. Можно и в 15 лет быть глубоким стариком. А вообще у нас учатся, приходят люди самого разного возраста.

— Что этих людей, на ваш взгляд, привлекает? ^ — Их привлекает чистота. Сейчас у нас выпущено четыре книги. Они называются «Веды», то есть мудрость. В них обобщен опыт, богатство именно нашей культуры, чтобы люди имели общее понятие о том, кто такие староверы и не путали нас, например, со старообрядцами. Никогда не было такого, чтобы староверы ходили по подъездам и предлагали обратиться в старую веру. Люди сами приходят к нам.

— Вы знаете, сколько всего староверов в России и в нашей области?

— Почему только в России? У нас есть люди из Минска, из Латвии. Из Канады человек приехал к нам учиться, из Швеции приезжали два года назад.

По официальным данным, в Омской области всего 17-20 человек староверы. Конечно, на самом деле нас гораздо больше, в этом легко убедиться, побывав на одном из праздников. Многие общины просто избегают регистрации. В них есть старики, которые еще помнят 30-40-е годы. Тогда общины физически уничтожались-людей, имеющих отношение к вере, расстреливали, не разбираясь. Эти люди уверены — их вера самая старая, а значит, и самая мудрая (именно вера, а не религия — это принципиально). И даже если человек считает себя христианином, то он все равно остается в той изначальной вере. Ведь все мы храним фотографии своих родителей. То же самое с христианскими иконами, которые передавали из поколения в поколение. Каждое вкладывало в них свою энергетику. И человек понимал, что смотрит на ту самую икону, которой молились его предки.