БУДУЛАЙ - НАШ БРАТ

БУДУЛАЙ — НАШ БРАТ

После случая с Михаем Волонтиром мы решили узнать, как живут современные цыгане в Омске, и отправились в Порт - Артур, где осели несколько цыганских семей

О ТОМ, что Михаю Волонтиру требуется помощь, Елена Владимировна Бушуева узнала от меня по телефону. Сказала, что специально купит газету «Жизнь», чтобы переписать расчетный счет. Ведь Будулай -один из самых обаятельных киноцыган.

Семья

Семья Бушуевых православная. Люди солидные, занимаются торговлей и домашним хозяйством, дорожат своей репутацией. Предки, сибирские цыгане, в течение нескольких поколений вели оседлую жизнь. Строго блюдут цыганские обычаи.

Например, если на пути у замужней цыганки мужская пара обуви, она должна прижать подол к ногам, наклониться и рукой убрать обувь с дороги. Перешагивать может только девица.

Дети почитают родителей. Михаил Александрович ни разу не видел, чтобы его взрослый сын при нем закурил. Дочки содержатся в особенной строгости. О дискотеках и речи быть не может.

Немец

Девичья честь ценится очень высоко. Проверку невесты на невинность по традиции устраивают во время свадьбы. Молодожены удаляются в дальние комнаты и через некоторое время возвращаются с соответствующим доказательством — простыня предъявляется гостям.

Предпочтительнее для родителей, конечно, браки между цыганами. Но смешанные пары уже не редкость.

Во время нашей беседы за щедрым чаепитием иногда показывался улыбчивый шустрый мальчик, внучатый племянник Бушуевых. У него русые волосы и голубые глаза. Наполовину он немец, его и прозвали Немцем.

— Ну, окажется он в Германии, — говорит Елена Владимировна, — так он и там побежит к цыганам, уже немецким.

Языки разных цыганских групп отличаются, но корни общие. А когда смотрят индийское кино, многие слова понятны.

— Понимаем, как хохол — русского, — говорит Михаил Александрович.

Гадания

В гадания Михаил Александрович верит. На днях пришла расстроенная соседка — сын из армии давно не пишет. Михаил Александрович раскинул карты. Карты пообещали скорое известие. На следующий день соседка получает сразу два письма — одно задержалось в дороге.

Михаил Александрович уверен, что гадалки, которые гипнотизируют и вытягивают ценности, — большая редкость.

— Да если бы могла цыганка гипнотизировать, зачем бы она по улицам за копейкой ходила? Зашла бы в магазин, загипнотизировала, да забрала бы все деньги. Такая цыганка миллиардершей бы стала!

Лошади

Михаил Александрович держит лошадей и в хозяйстве, и на стенах — в качестве портретов. Любовь цыган к лошадям, пожалуй, вечна. И она приносит городу реальную пользу. Дело в том, что на омском ипподроме около двадцати лошадей содержат цыгане. Главные призы завоевывают тоже цыганские лошадки. Правда, вообще животноводчество сейчас пока не в лучшем состоянии. Выход Михаил Александрович видит в открытии специального скотного рынка. Только бы разрешили.

Обогащение по-цыгански

Михаил Александрович открыл мне верный цыганский рецепт финансового благополучия. Берем в руки портмоне. Встречаем летучую мышь. Гоняемся за нею. Наконец прихлопываем мышку с помощью портмоне. Засушенную летучую мышь помещаем внутрь орудия убийства. Теперь в этом портмоне денежки никогда не переведутся.

Отношения

Соседи к Бушуевым расположены. При мне Елена Владимировна относила соседке особые янтарные бусы — «от щитовидки». Но доверие возникло не сразу.

Видимо, все дело в том, что цыгане окутаны особой таинственной аурой. Традиционно разговорчивые и радушные цыгане вовсе не так открыты.

Незнакомые люди на улице иногда ведут себя агрессивно. От незаслуженных оскорблений Михаил Александрович приходит в недоумение; «Разве я им что плохое сделал?»