СКОРО ПТИЦЫ В СТАИ СОБИРАЮТСЯ, ИЛИ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ НА ПРЕДСТОЯЩУЮ ЗИМУ

СКОРО ПТИЦЫ В СТАИ СОБИРАЮТСЯ, ИЛИ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ НА ПРЕДСТОЯЩУЮ ЗИМУ

Рябина пылает покером Романтики, глядя на тяжелые гроздья, задыхаются от восторга: красота-то какая! Практики довольно потирают руки: пора ставить терпкое, ни с чем не сравнимое вино. И лишь один человек смотрит не только на рябиновые рясные бусы, но и весь окружающий мир сибирской природы совершенно другими глазами

Игорь Гаврилович Садырин — переводчик. Он расшифровывает язык птиц, насекомых, деревьев, цветов и травы. По целому комплексу признаков поведения этого «сообщества» Садырин умеет читать прогноз погоды на 5, 10 дней, месяц, полгода вперед. Точность его определения уже много лет держится в рамках 80-100 процентов. Напомним, что гидрометеослужбам, снабженным специальным оборудованием, «угадать» долговременный прогноз с такой же высокой вероятностью удается далеко не всегда. Свои уникальные знания по наблюдению за природой Игорь Гаврилович накапливал и систематизировал всю жизнь. И когда безошибочность окончательных выводов достигла высокого предела, то, будучи специалистом областного управления сельского хозяйства и продовольствия, он стал составлять свои долго- и краткосрочные климатические подсказки для тружеников села. Наряду с агротехническими рекомендациями как и что в этом сезоне сеять-убирать, говорил -когда, ориентируя на оптимальные сроки, которые указывали (вплоть по декадам) на грядущие засухи, проливные дожди, температурные скачки в атмосфере и так далее. С 1996 года предложенная схема Садырина работала, как часы. В «проверочных» дневниках сам автор фиксировал полную картину всех показателей ежедневно. И это при том, что прогнозы для севера и юга области непременно учитывали свои отличительные особенности.

Специалисты с мест обращались к Игорю Гавриловичу постоянно. В официальных же кругах к такой его деятельности относились никак или с иронией. Возможно потому, что пользоваться ботанико-биологическими сводками, обобщенными по никому не известной методике, казалось слишком уж непривычным. Несмотря на подтверждения практические. Несмотря на экономический эффект, который на их основании легко просчитывался.

Делая прогнозы исключительно по собственной инициативе и чувствуя, что несмотря на результаты, этот опыт остается по большому счету невостребованным, Садырин решил с уходом на пенсию заодно прекратить и подобную практику. В этом году он впервые не оставил специалистам свои заключения о поведении природы на предстоящий период: весна — лето — осень-2001. Эксклюзивно эти сведения были опубликованы только в «Омской правде». И вдруг — звонок в редакцию:

— Помните, я обещал, что больше не буду заниматься прогнозами? — сразу узнаю голос Садырина. — Но, понимаете, прожив три месяца за городом, я получил такую информацию, о которой не могу умолчать. То, как сейчас растения готовятся к холодам, как ведут себя грачи перед отлетом, я бы мог назвать еще множество примет, но абсолютно все говорит за то, что предстоящая зима будет очень суровой.

Далее Игорь Гаврилович пояснил, что будущую зиму можно сравнить с той, которая выдалась с 1985-го на 1986 год — когда вымерзли сады, когда не выдерживали, лопались теплотрассы. Однако ожидаемая грозит стать еще серьезнее.

— Зима будет ранняя и очень холодная, начиная уже с ноября месяца. Во второй декаде столбик термометра будет опускаться до -30 градусов мороза, короткие перерывы дадут только редкие снегопады. Такой характер зимы продлится до середины марта, хотя и в этот период очень высока вероятность снижения температуры до-25°С,- отвечал на мои вопросы Садырин.

Как и прежде, к сегодняшнему сообщению отнесутся по-разному. Заниматься прогнозами -дело неблагодарное, не гарантирующее абсолютную точность в связи с глобальными изменениями климата, как сейчас. Но…

— Может, впервые за последние годы у меня была редкая возможность наблюдать за природой наиболее полно, без спешки, без пропусков. И нынешние признаки настолько верны, что вероятность ситуации граничит почти со стопроцентной точностью, — сказал мой собеседник и добавил. — Поэтому считаю своим долгом предупредить всех, что готовиться к сибирским капризам зимы надо основательно. Конечно, я не оторван от происходящих событий в этом плане. Слышу и вижу, какие работы ведутся в городе и районах области, насколько ответственно относятся к ним одни, и как вновь пытаются надеяться на «авось» другие. Но холод, особенно какой предстоит, не перехитришь. Поэтому обращаюсь ко всем, или хотя бы тем руководителям хозяйств, организаций и ведомств, которые мне верили и верят: сделайте все возможное и невозможное, чтобы заранее решить проблемы с достаточным завозом топлива, утеплением школ, больниц, производственных помещений, ремонтом коммуникаций и котельных. Населению также следует, не дожидаясь работников ЖЭКа, уже сейчас позаботиться об исправности дверей и замене разбитых стекол в подъездах. Очень не советую испытывать нрав сибирской зимы, входя в нее налегке. Все это в какой-то степени может показаться прописными истинами, которые и без напоминаний надо соблюдать всем и всегда. Но жизнь порой показывает обратное. И если на «авось» удавалось выезжать благодаря довольно мягким последним зимам, то на этот раз есть смысл отбросить иллюзии.

Наверняка у И. Г. Садырина прямо сейчас найдутся оппоненты, готовые опровергать, сомневаться и даже затеять дискуссию. У меня, кстати, тоже, как никогда, сильно желание, чтобы именно этот прогноз, считанный с растений, мух, комаров и муравьишек, не сбылся. Но мечтать — одно. Природа же, и вся дикая растительность, выживает по собственным законам в любых экстремальных температурных колебаниях уже миллионы лет. Она знает, как это делать. И нам тоже подсказывает, показывает, объясняет, кричит. Вот только разгадать и понять этот специальный код пока дано, увы, далеко не каждому.