27 августа ему исполнилось 60 лет. Почти сорок лет Александр Пантелеевич отработал в системе «Омскнефтепродукта». Последние семь лет возглавляет это предприятие. Юбилей совпал с началом уборочной страды. Хозяйствам области предстоит собрать небывалый урожай. И сейчас, когда до массовой жатвы остались считанные дни, главный вопрос на селу — будет ли горючее? В какой-то степени его можно адресовать и к Покоеву.
— Александр Пантелеевич, в последние годы было принято считать, что сельское хозяйство уже никогда не выберется из кризиса, никогда не достигнет дореформенных показателей. Работа «Омск-нефтепродукта» может служить хорошим индикатором положения дел на селе. Больше покупают топлива — значит, есть развитие. Меньше — значит, мнение о хронической болезни сельхозпроизводства вполне справедливо. Можете ли дать диагноз сельской экономике по количеству потребляемого сегодня топлива?
— Я родился в простой крестьянской семье, поэтому сельская жизнь мне хорошо знакома. В старших классах школы в страду работал штурвальным, как тогда называли, на комбайне отца. Поэтому знаю, как тяжело дается крестьянину хлеб. А если говорить о том, что село деградировало, то это миф. Причем родился он не в народе, а запущен в политических целях. У меня складывается впечатление, что некоторые политики, а такие есть и в нашей области, как будто радуются, когда в каком-то хозяйстве не идут дела. Появляется возможность покритиковать. Но критикуют, как правило, не того руководителя, который не справляется с работой в сельскохозяйственном предприятии, а всех скопом: от губернатора до президента. Но говорить-то гораздо легче, чем в поле работать. На самом же деле, слабые хозяйства были всегда, и в советское время тоже. За прошедшие десять лет они полегли окончательно. А там, где умели грамотно и эффективно работать раньше, и теперь дела идут неплохо.
К сожалению, сельхозпроизводство в нашем регионе очень зависимо от погоды. Последние четыре года мы переживали стихийные бедствия: засуха, саранча. Из-за этого даже лучшие хозяйства вынуждены были сводить концы с концами. В этом году ожидается большой урожай. Я часто бываю на селе. Вижу, что люди сегодня переживают большой эмоциональный подъем. Все рады, что погода позволила вырастить большой хлеб. И я уверен, что люди лягут костьми, как когда-то в союзные времена, чтобы убрать каждый колосок. У селян появилась надежда, что их труд в эту страду принесет хорошие результаты.
В целом я считаю, что динамика развития села положительная. Об этом свидетельствует и расширение посевных площадей, и потребление топлива в уборочный период, которое по сравнению с прошлым годом увеличилось почти в два раза.
— Хлеб дозревает, а у многих хозяйств просто не хватит средств на те же ГСМ, чтобы его убрать. С одной стороны, за последние годы всем стало ясно, что бесплатно отдавать горючее никто не будет, а с другой — жалко, если хлеб уйдет под снег. Готово ли руководство ОАО «Сибнефть-Омск-нефтепродукт» сделать шаг навстречу селянам в это непростое время?
— Основной наш потребитель живет на селе. И мы строим свою работу так, чтобы не покупатель искал нас, а чтобы мы находили его. Поэтому мы ищем все возможные формы сотрудничества. Конечно же, в первую очередь ориентируемся на крепкие хозяйства, на руководителей которых можно положиться. Используем кредитные схемы. В общей схеме с «Омским беконом» мы уже второй год кредитуем хозяйства под будущий урожай. Таких хозяйств уже более 120. Я прекрасно понимаю положение многих руководителей сельхозпредприятий. Сегодня денег нет, не на что купить ГСМ, чтобы произвести продукцию. Деньги появятся завтра, когда можно будет продать то же молоко, мясо, зерно. И мы идем навстречу в таких ситуациях. Даем беспроцентные кредиты в виде нефтепродуктов с условием ежемесячных расчетов. И хозяйства к нам потянулись. Более того, иногда мы даже выступаем гарантом для хозяйств по кредитным линиям без ресурсов подтверждения. Таким образом проводится стратегическая линия «Сибнефти» -наш основной потребитель выращивает сельхозпродукцию, а мы помогаем «вырасти» своему потребителю, чтобы завтра он укрепился на рынке и пополнил список наших партнеров. От этого выигрывают все.
— Будет ли дефицит нефтепродуктов в этом году?
— Дефицит в период уборочной кампании был всегда, даже в советские времена. Но в последние годы изменилось отношение к нефтепродуктам. Люди научились считать деньги, стали экономить. Наша компания полностью обеспечивает заявки облсельхозуправления. Если не хватит своего топлива, будем работать с другими компаниями. Да, где-то возможны небольшие перебои, но я уверен, что дефицита нефтепродуктов в этом году не будет.
— Будет ли повышаться цена на ГСМ в период уборочной кампании?
— Цена в первую очередь зависит от того, сколько стоит нефть на мировом рынке. Пока держимся, Цены у нас достаточно стабильные. Примем все меры, чтобы дать возможность селянам максимально эффективно убрать урожай. В этом я вижу и свою обязанность как депутата, представляющего в Законодательном собрании интересы сельских районов.
— Александр Пантелеевич, полномочия депутатов нынешнего созыва подходят к концу. Через полгода — новые выборы. Что значит для вас опыт депутатской деятельности, и удовлетворены ли вы своими результатами в этой работе?
— Оценку депутата может дать только избиратель. Для меня это был первый опыт законотворческой работы. По натуре я технарь, хозяйственник. Всегда делал то дело, которое знал. Когда стал депутатом, пришлось многому учиться. Так сложилось, что у нас депутат должен заниматься не только подготовкой, обсуждением и принятием законов, но и решать какие-то насущные проблемы своего округа.
В Законодательном собрании я работаю в составе двух комитетов: бюджетного и социального. Поначалу у меня даже были сомнения, смогу ли я сделать на этом поприще что-то полезное. Но потом, когда детально изучил эту работу, понял, а кому еще ею заниматься, как не руководителям-производственникам, которые знают жизнь, могут и должны изменять ее к лучшему. Все ли я сделал, что мог? На последней встрече со своими избирателями я обратился к людям с такими словами: «Я старался работать на этом посту добросовестно. Рассматривал все обращения и старался помогать. Судить, конечно, вам. Но мне за свою работу не стыдно, не стыдно людям в глаза посмотреть».
— Вы знаете работу Законодательного собрания изнутри. На ваш взгляд, насколько она эффективна?
— Основная работа ЗС идет в комитетах. Вопросы, как правило, решаются спокойно, по-деловому, независимо от фракционной принадлежности депутатов. Но как только законопроект выносится на пленарное заседание, как только в зале появляются телекамеры, некоторые депутаты «взрываются» и пытаются проявить активность на публику, а не там, где она принесла бы больше пользы. Взять, к примеру, проблему детских пособий. Те же депутаты, входящие во фракцию КПРФ, знают, почему накопился дол|. Но, к сожалению, используют трудности исполнения бюджета в политических целях. Я дважды присутствовал на заседаниях Госдумы, где обсуждалось введение единого социального налога. Много было претензий от представителей регионов-доноров. Но все же введение этого налога было очень правильным. Благодаря этой мере мы получили возможность регулярно выплачивать те же детские пособия и постепенно гасить долги. Сейчас остро стоит вопрос ЖКХ. Будем в бюджете 2002 года коммунальное хозяйство подтягивать. Постараемся сделать это не за счет других отраслей, а за счет повышения наполняемости бюджета.
— Александр Пантелеевич, как вы относитесь к своему шестидесятилетнему рубежу?
— Кто-то считает этот юбилей «красной» датой. Отработал, можно теперь отдохнуть на пенсии. Для меня же это «черная» дата. В пенсионном удостоверении записывается формулировка «по старости». В свои 60 лет я себя стариком не чувствую. Нет времени болеть, нет времени думать о возрасте. Но тем не менее пора подводить уже какие-то итоги. Я считаю, что мне повезло. Не ошибся в выборе специальности. Сорок лет проработал в системе нефтепродуктов. Начинал слесарем. Прошел все ступени служебной лестницы. Набирался опыта» Повезло с наставниками. В прошлом году меня наградили орденом Почета. И я считаю, что в этом ордене большая часть заслуги того коллектива, в котором я проработал всю свою жизнь.