НЕИСПОВЕДИМЫЕ ПУТИ «МОБИЛЬНИКА»

Не секрет, что мобильная связь в последнее время дешевеет не по дням, а по часам. Это вполне закономерное явление: количество абонентов с каждым днем все увеличивается, а, как известно, чем больше народу обслуживается у оператора, тем ниже стоимость минуты разговора

Это, так сказать, вывод окончательный и обжалованию не подлежит. Экономика есть экономика. Но у этого, казалось бы радостного, явления есть и другая сторона: абонент нынче пошел не особенно разговорчивый, и поэтому, вопреки ожиданиям, доходы операторов сотовой связи практически не растут. Такая парадоксальная, на первый взгляд, ситуация уже какое-то время наблюдается в Москве. Поэтому основные поступления в карман оператора идут от продажи самих аппаратов.

Не открою страшной тайны, если скажу, что у оператора, являющегося, как правило, основным дистрибьютором компаний, производящих сотовые телефоны, цены на аппараты выше. Эти 10-20 процентов «лишних» денег зачастую заставляют солидную часть потенциальных покупателей искать другие, менее разорительные пути покупки «трубы». Это обстоятельство и послужило поводом для возникновения многочисленных «альтернативных» салонов связи, предлагающих новые и подержанные мобильные терминалы по весьма и весьма сходной цене.

Русский бизнес

Такой бизнес наиболее точно соответствует понятию предпринимательства по-русски -денег срубить побольше, делая поменьше. Все началось с тех времен, когда мобильная связь стремительно «пошла в народ»: тарифы постепенно снижались, а спрос на трубки так же стремительно рос. Последнее обстоятельство как раз и вызвало к жизни так называемых «серых дилеров». «Серые» работали (и работают) по отлаженной схеме, которая проста до безобразия. Но соль в следующем.

Итак, производители терминалов не берут норму изготовления телефонов с потолка. Как вы понимаете, они делают определенное количество «труб» под определенного оператора. А на Западе телефоны раза в два дешевле, чем в России. Экология у них там такая что ли? Но факт есть факт. Вот некоторые товарищи и смекнули, какие деньги можно сделать на ниве становления мобильной связи на родине. И в Россию сначала маленькими ручейками (в чемоданах), а потом огромными потоками (в контейнерах) хлынули мобильники, сделанные для Европы. По данным газеты «Коммерсант-Сибирь», даже на сегодняшний день 70-80 процентов телефонов ввозится в страну нелегально. Но провезти «трубу» через таможню — это еще полдела. По этому поводу — немного теории.

Головотяпство со взломом

Господа-производители, как уже было говорено, выпускают партии аппаратов под определенных операторов. А посему каждый аппарат имеет так называемый SP-Lock — программный код, делающий невозможной работу такой «трубы» в сети другого оператора. Так вот, чтобы уговорить аппарат работать там, где надо, необходимо снятие этого кода, то есть делокализация, если по-умному. Этим, как правило, занимаются такие, прости Господи, «спецы», что им даже ламповый приемник доверить нельзя. В результате такого бесцеремонного обращения «трубка» начинает работать совсем не так, как надо, либо отказывается функционировать вообще. У нас в городе есть личности, у которых можно приобрести «трубку» действительно существенно дешевле, чем у оператора, но целесообразность такого финта вызывает сомнения.

А в довесок…

В последнее время в нашем городе появилось довольно много салонов, торгующих мобильными телефонами. Но не волнуйтесь: ни в одном салоне, где побывал ваш покорный слуга, сомнительных аппаратов обнаружено не было. Гораздо интереснее было узнать, что спектр предоставляемых услуг, ассортимент и цены на аппараты примерно одинаковы. Про цены — это понятно: такие магазины везут телефоны из Москвы, получая их от официальных представителей компании, производящих оборудование. Так что разница — в пределах погрешности измерений, как говорят математики. Все магазины работают под заказ, но это не всегда означает, что интересующая вас модель телефона обойдется дешевле. Поэтому магазины стремятся привлечь покупателей каким-либо подарком: например, салон связи «На Театральной» за подключение предлагает пару билетов в кино, а компания «Интерантенна» — месяц бесплатного GSM-пейджинга.

Все салоны, являющиеся официальными субдилерами компании «Мобильные Системы Связи», дают на телефоны полугодовую гарантию. Постгарантийное обслуживание дается на откуп самому пользователю. Оно и понятно: продать аппарат — это одно, а обеспечить квалифицированный сервис — совсем другое.

Свободную рыночную нишу по продаже (без подключения) аппаратов занимает салон «У Мобил Мобилыча». Не являясь официальным субдилером «МСС», этот магазин предлагает телефоны по весьма приемлемой цене. Не знаю, правда, каким образом салону удается поддерживать привлекательную цену, но я бы поостерегся утверждать, что «У Мобил Мобилыча» является «серым дилером», ибо не все, даже официальные представители «МСС», имеют свой сервис-центр. Значит, низкая отпускная цена — секрет фирмы.

Итого

Итак, у многочисленных салонов связи, расплодившихся по всему городу, однозначно есть свой клиент. Если хотите, нарисую его портрет: это та порода молодых людей, которые приобретают телефон как модный аксессуар, отчаянно экономя при его покупке и подписываясь на самый дешевый тарифный план. Им, беднягам, невдомек, что цена такого же телефона в «МСС» не завышена, а просто включает в себя стоимость качественного сервисного обслуживания, которое никогда не может быть бесплатным. Ну а тот, кто понимает что к чему и не желает головной боли и переживаний по поводу своего аппарата, покупает «трубу» там, где и рекомендуется, то есть непосредственно у оператора.