ЯЗВА РОДИЛАСЬ В СИБИРИ?

Сибирская язва в последние дни на устах всей планеты. Западные газеты пестрят устрашающими заголовками. Но так ли страшен черт, как его малюют?

Более тысячи очагов сибирской язвы зарегистрировано на территории Омской области. Практически ежегодно эта болезнь поражает домашних животных и скот на селе.

Омичи, к счастью, не обходят стороной почтовые ящики и не принюхиваются с опаской к просыпаному домашними на столе сахарному песку. Но события в мире разворачиваются сегодня таким образом, что для паники будет достаточно 2-3 случаев сражения людей этой сравнительно редкой болезнью.

Последний раз сибирской язвой в нашей области люди заражались в 1996 году. Заразу тогда подцепили сразу шестеро животноводов. До этого, в 1988 и 1989 годах, регистрировалось по одному случаю заражения. Все заболевшие были благополучно излечены.

Сибирская язва относится к особо опасным инфекциям. Заболевание вызывается спорообразующей палочкой, способной сохраняться в почве или воде многие десятилетия. Однако развиваться бацилла сибирской язвы способна, только попав в организм человека или животного.

У человека болезнь проявляется чаще всего как инфекция наружных кожных покровов. На коже в месте внедрения возбудителя появляются зудящие пятна, которые со временем превращаются в язвы, а затем образуют карбункул черного цвета. Случаи заболевания более тяжелыми, легочной и кишечной, формами сибирской язвы сегодня чрезвычайно редки.

Заражение человека происходит обычно при контакте с больными животными. Поэтому риск подцепить заразу особенно велик у животноводов, забойщиков скота, работников мясоперерабатывающей промышленности. Употребление в пищу мяса зараженных сибирской язвой животных нынче фактически исключено. На всех омских рынках осуществляется тщательный ветеринарный контроль мясных продуктов. Кстати, палочка сибирской язвы в мясе погибает при надлежащей термообработке, чего не скажешь о спорах этой заразы, которые выдерживают сухой жар при температуре выше 150 градусов Цельсия в течение трех часов.

Животные заражаются сибирской язвой через корма, воду, укусы кровососущих насекомых. И хотя большинство из 1148 сибиреязвенных очагов, то есть тех мест, где когда-либо регистрировалось это заболевание, состоят на учете в центре санэпиднадзора по Омской области, и за ними осуществляется постоянный контроль, вероятность того, что бациллы могут выйти наружу, не исключена. Овце не объяснишь, что щипать травку на месте древнего скотомогильника чревато для здоровья.

Что касается использования бацилл сибирской язвы в качестве бактериологического оружия, вряд ли этот вариант террористы могут рассматривать как наиболее эффективный. И хотя споры этой инфекции могут заражать людей через дыхательные пути, бацилла — это далеко не вирус. Сибирская язва не передается как грипп по воздуху, так что риск заражения этой инфекцией при контакте с больным человеком практически исключен. Конечно, если вы не людоед или копрофаг.

Вариант распространения инфекции при попадании в городской водопровод в результате возможных терактов рассматривать. конечно, необходимо. Но в таком случае злоумышленникам придется вылить в Иртыш не одну цистерну вещества, содержащего зловредные бациллы, которые к тому же должны иметь гораздо более высокую патогенность, чем те, что существуют в природных сибиреязвенных очагах.

Такой сатанинский отвар, разумеется, не сваришь в кастрюльке. Только специалисты в лабораторных условиях могут изготовить нечто подобное бакоружию, с применением сибиреязвенных бацилл. В Омск, имеется две подобные лаборатории. Но, как заверил нас заведующий отделом особо опасных инфекций областного центр-санэпиднадзора Александр Крига, на сегодняшний день «бациллос антракис» в них отсутствует. Появиться в лаборатории сибирская язва может только тогда, когда сюда доставят фрагмент зараженного ею животного. Но и в этом случае чтобы вырастить заразную «бомбу», специалистам понадобится несколько дней.

Есть сомнения в том, что террористы вообще изберут в качестве оружия массового поражения сибирскую язву, поскольку сегодня она успешно лечите банальными антибиотиками. Гораздо больший вред нанесли бы человечеству холера и чума. Хотелось бы верить, что до этого дело не дойдет.