ЕСТЬ 4 МИЛЛИОНА 100 ТЫСЯЧ! ОБЛАСТЬ ИДЕТ НА РЕКОРД

ЕСТЬ 4 МИЛЛИОНА 100 ТЫСЯЧ! ОБЛАСТЬ ИДЕТ НА РЕКОРД

Уборочная 2001-го. Уже на предстоящей неделе мы будем говорить о ней в прошедшем времени. Но сегодня совершенно очевидно: нынешняя страда на омском поле - поистине историческая

Небывалый урожай. Такой, какого не знала земля Прииртышья целые десятилетия Старожилы помнят богатейший по сибирским меркам хлеб 1979 года. Тогда область собрала с площади 2400 тысяч гектаров 4 миллиона 200 тысяч тонн зерна. Был такой же трудный октябрь. Дожди сменяли мокрые снегопады, ночью подмораживало, а днем все снова превращалось в слякоть. Сегодня последние гектары неубранных полей даются с таким же напряжением сил.

По оперативным данным, на этот момент область уже имеет 4 миллиона 100 тысяч тонн хлеба нового урожая. И, по утверждению начальника главного управления сельского хозяйства и продовольствия Виктора Белевкина, к финишу мы придем, взяв с полей те памятные четыре миллиона двести тысяч. Обязательно! Во что бы то ни стало. Примечательно, что рекорд конца 70-х фактически уже побит. Дважды. Во-первых, такой хлеб мы берем с площади на полмиллиона гектаров меньше. Во-вторых, если прежде, в советские времена, крестьяне отчитывались Родине за урожай до последнего килограмма, то теперь данные в представляемой отчетности они «регулируют», укрывая неучтенное зерно, так сказать, из личных соображений. Лукавить их заставляют пока еще не цивилизованный рынок, отсутствие твердых гарантий и защиты со стороны государства, несовершенная система налогообложения и так далее. Ну, да все это поправимо, когда есть стремление трудиться, когда есть уверенность в перспективе, когда человек предан крестьянскому делу и по-настоящему любит землю. Таких в омском селе — тысячи, из числа руководителей хозяйств, агрономов и, особо надо отметить, механизаторов. Это они сегодня, обмолотив зерно на своих землях, превозмогая усталость, вновь садятся за штурвалы еле живых комбайнов и отправляются туда, где колос уже согнул «в коленях» ослабевший стебель. Хозяева тоже бывают разные.

Не так много осталось тех, кто свой хлеб еще держит на корню. Но они, к сожалению, есть. И только теперь им приходится подавлять свои чрезмерные амбиции типа «сами с усами». Хлеб, тем более такой, как нынче, не терпит снобизма и проверяет всех, кто есть кто.

Сегодня мы низко кланяемся земледельцам нашей губернии, кто по сей день жаждет побить рекорд 20-летней давности и стать, как когда-то их отцы и старшие братья, героями — теперь уже жатвы-2001. Они смогут. На них сейчас вся надежда. На их плечи, которые болят. На их профессионализм и азарт, которые в экстремальных условиях проявляются еще ярче, чтобы зажечь других.

Вряд ли уже кому-то догнать комбайнера Калачинской МТС Юрия Сергеева, намолотившего в разных районах области на своем «Кейсе» 3684 тонны зерна. Но сколь же ценен вклад Михаила Микина из Кормиловки (СПК «Некрасовское»), который на технически слабенькой да к тому же старой «Ниве» ссыпал из своего бункера в закрома области более двух тысяч тонн хлеба!

Азовский район взял высоту по урожайности. Знаменское, Саргатское, Марьяновка стали лидерами по скорости уборки. Еще не подвели итоги по качеству выращенного хлеба. Еще нет никаких списков, кому вручат ордена и медали. Почему?

Ведь хлеб- самое главное точное мерило страды.

Действительно, нынешний урожай будут помнить долгие годы. Второй такой в ближайшее время вряд ли предвидится. Но несмотря ни на какие уже достигнутые рекорды, сегодня дело чести убрать хлеб весь, до последнего колоса. Вот почему и победители, и отстающие — все до сих пор в поле. В одном, едином, без границ. Таких провальных мест -всего несколько в районах, где руководство и глазные специалисты переоценили свои способности, понадеялись на собственные силы, перемудрили с расчетами и подсчетами будущей прибыли и сами же себя и людей, которые им доверяли, загнали в угол.

Сейчас я вспоминаю те бесчисленные поездки губернатора на село, вновь листаю блокнот и удивляюсь своему вопросу к главе: зачем вы гак много и часто ездите в хозяйства, которые юридически самостоятельны и вправе поступать так, как посчитают нужным?

— Но ведь хлеб — ценность не только продовольственная. Власть должна помочь сегодня крестьянам, чтобы уже после уборочной страды, такой обнадеживающей и редкой по раскрывающимся возможностям, сельское хозяйство области сумело сделать мощный рывок в своем развитии. Хлеб — это тот стартовый капитал, который способен существенно повлиять на благосостояние каждой семьи, на социальное развитие районов, на экономический рост хозяйств. А такой хлеб обязательно отразится и на мировоззрении сельского жителя, — говорил Леонид Константинович Полежаев еще в сентябре на Ушаковском поле Муромцевского района. И объяснял хлеборобам, чем региональная власть и лично он сам могут им помочь, чтобы захотеть и стать богатыми.

Губернатор и сейчас готов и выполняет любую просьбу, поступившую из районов. Да, хлеб сегодня — это нечто большее, чем каравай с золотистой корочкой. Сегодня это еще и престиж, и проявление состоятельности земледельца, это гордость губернии, это результат согласованности действий с региональной властью и просто проверка своих позиций на выборах директоров хозяйств, председателей сельских Советов, глав администраций районов.

Р. S. В среду по области лили дожди. Хлеборобы ставили на машины двойные колеса, ожидая ночи. И молили, чтобы скорее подморозило. А потом по ледяной корке комбайны ушли в поле. И никто не сомкнул глаз до утра. И никто не оглянулся на обмолоченные гектары. Только вперед. Где ты, второе дыхание?..