Вообще-то я и сейчас совершенно уверена, что это не так (если, конечно, говорить в целом).
Во-первых, трудно спорить с тем, что наш продовольственный прилавок разительно отличается от соседних территорий не только по разнообразию, но — главное, по высокому качеству продовольствия, причем местного производства, да еще и по значительно более низкой в сравнении с другими, ценовой шкале. Аргумент этот, согласитесь, более чем серьезный на фоне того материальною достатка, который имеет большинство населения, отнюдь далеко не только среди омичей, но и всех сибиряков в целом. За исключением, может быть, только тех, кто задействован в нефтегазовой отрасли, выполнении суперсложных производственных заказов да еще некоторых категорий работающих. У всех остальных средняя заработная плата по округу территориально отличается не так уж существенно. К тому же если в этой связи учитывать еще и особые климатические условия регионов, транспортировку практически всех видов потребительской продукции, а следовательно, их конечную стоимость, и многое другое, то реальную, а не суммарную весомость заработков можно ставить под сомнение у любого. И тут уже неизвестно, как может поменяться рейтинг областей по данной статье социальной устойчивости.
Очевидно, даже при беглом анализе, другое. Вся Сибирь, давая значительный экономический прирост увеличению общего для России валового продукта, практически полностью лишена крупных финансовых центров. Все их основные потоки концентрируются в столице, которая, естественно, имеет совершенно иные возможности, в том числе и в повышении уровня заработной платы работникам всех социальных групп, Ни для кого давно не секрет, что москвичи уже привычно считают свои рублевые заработки, и даже пенсионные пособия, в долларовом эквиваленте. Нам такое непонятно и чуждо уже потому, что считать-то особо нечего. Да и не к чему.
По логике вещей именно в наших отдаленных регионах, где физически прожить сложнее, где гораздо больше затрат на предметы и товары первой необходимости, соответственно, и заработки должны быть выше в сравнении с европейской частью России. Чтобы хоть как-то сравняться, по крайней мере в стартовых позициях. Но, увы.
Некогда градообразующие предприятия «оборонки», на чем, собственно, раньше и держалась Сибирь, только сейчас, пережив глубочайший кризис, начинают восстанавливаться. Чтобы набрать определенные производственные обороты, изготовить и продать изделия или оборудование, получить нормальную прибыль и, исходя из этого, выплатить людям достойную зарплату, безусловно, требуется время. Но — не до бесконечности. Экономические показатели за последние год-два заметно улучшаются повсеместно. Также повсеместно, за редким случаем, зарплата в трудовых коллективах остается на том же низком уровне. Где выход? Уйти на другое профильное предприятие, туда. где больше платят? Но руководящий состав тут полностью единодушен, удерживая эту планку приблизительно на одной отметке. Тогда, может, бросить все и уйти в коммерческую структуру? Часто люди так и вынуждены делать. Решаются на профессионально-психологическую «ломку», но в предпринимательской сфере оказываются либо в качестве «мертвой души», либо работают под тенью разовых контрактов, либо — на что с горечью, но все-таки с большей охотой приходится соглашаться — идут в штатные сотрудники, но с официально мизерной, зато черным налом более-менее нормальной зарплатой. Кто, скажите, в такой явно не выгодной для накопления будущей пенсии ситуации станет возмущаться, искать правду, судиться и так далее? Выбор известен. Не нравится — иди на биржу труда, где жалкий по своей сути заработок даже в полторы-две тысячи тебе никто и никогда не предложит.
Один в решении столь болезненной и в то же время щекотливой проблемы — не воин. Как известно, профсоюзы тоже не всегда готовы броситься на защиту простых рабочих, вступив в войну с начальством. Тем более, директор директору рознь. На недавней межведомственной комиссии вскрылись факты почти из области фантастики. Так, бывший директор АО «Омскстройматериалы» умудрился начислить себе за месяц 517 тысяч рублей. Помешал получить их приход внешнего управляющего, который принял на свои плечи умиравшее предприятие. Еще пример, но другого порядка. Труд работниц производственного хлопчатобумажного объединения «Восток» легким никак не назовешь. Но ценится он меньше, чем в тысячу рублей руководством -исключительно мужским, бравыми и фактурными хлопцами, оценивающими свой труд, между прочим, раз в пять повыше. На предложение председателя комиссии увеличить заработок коллективу как минимум в полтора раза от них послышались аргументы типа: экономика предприятия не позволяет…
— Но когда человек получает всего 900 рублей, то это уже внеэкономическая материя, — возмутился вице-губернатор А. Голушко. — Это элементарно скрытая форма безработицы и издевательство над людьми.
Далеко не все руководители разных рангов с радостью воспринимают указ губернатора «Об обеспечении условий соблюдения трудовых прав и гарантий работников на территории Омской области». Те, кто садился в директорское кресло, чтобы прежде всего извлечь собственную выгоду, вряд ли теперь будут чувствовать себя столь же комфортно. Во-первых, люди воочию ощутили, что областная власть однозначно на их стороне и на ее защиту можно смело рассчитывать. Во-вторых, созданный прецедент, опять-таки властью, а даже не налоговыми органами, волей-неволей заставит работодателей пересмотреть свою прежнюю позицию, дабы все-таки сохранить свое «любименькое» место. В принципе, в настоящее время совершенно не важно, какими мотивами в этой связи они будут руководствоваться. Главное, чтобы у общества появилась и укрепилась надежда, что социальная справедливость не только имеет право существовать, но и на самом деле существует. Кому-то надо было начать за нее бороться. Несмотря на то, что законодательной базы и механизма, гарантирующих такие права на практике, в России, к сожалению, пока нет. Инициатива омского губернатора не может быть незамеченной. Почему-то есть твердая уверенность, что необходимость наведения порядка на производстве именно с обеспечения социальных гарантий подвигнет на более эффективное выстраивание и экономических отношений в целом. Так, одной из многих причин в сдерживании повышения заработной платы является слишком тяжелый социальный налог с предприятий.
Варианты снижения его ставки, включающего регрессивную шкалу, которая бы стала выгодной обеим сторонам, предлагает ассоциация промышленников Омской области вот уже второй год, стучась во все государственные инстанции и общественные организации. Чаще всего эти совершенно здравые предложения услышать в Москве попросту не хотят. Всем интересно получить дополнительные налоговые сборы сейчас и побольше. Не думая о перспективе. А зачем? Ведь неизвестно, что будет завтра.
— Но об этом думаем мы, -говорит председатель ассоциации омских промышленников А. Грезим. — И уже сейчас готовы идти на непопулярные (с точки зрения экономики отдельных предприятий) меры. Нам не безразлично состояние промышленности завтра, через год, через пять лет. Поэтому сегодняшняя наша задача — укрепиться на рынке труда, вернуть на предприятие тех, кто в трудные времена ушел с заводов; вновь привлечь на производство пенсионеров, имеющих высокую квалификацию, и, безусловно, готовить специалистов из числа молодежи. Когда система подготовки кадров разрушена, делать это крайне сложно, но все равно придется неизбежно. Ведь если сегодня мы не пойдем на такой шаг, то однозначно опоздаем. И проиграем. А чем можно сейчас привлечь людей на промышленное предприятие, какие предпринять меры, чтобы заводская профессия вновь стала престижной? Один из факторов -соответствующая заработная плата. На заседании ассоциации, которую мы собираем в четверг, мы как раз и намерены поговорить об этом предметно.
Р. S. Когда верстался номер, редакция получила сообщение с заседания членов ассоциации промышленников Омской области. Кратко его можно сформулировать следующим образом. Дальнейшее развитие и увеличение объемов промышленного производства напрямую связано с необходимостью дополнительного набора персонала на предприятия. Для этого предусматривается осуществить целый комплекс мероприятий, которые бы способствовали достижению поставленной цели. Во-первых, решено провести поэтапное, до апреля 2002 года, повышение средней заработной платы работникам, занятым на предприятиях машиностроения, до 3-3, 5 тысячи рублей. Во-вторых, добиться устойчивости работы омской промышленности, сделав рост ее производства необратимым, что также будет способствовать закреплению кадров. В-третьих, сформировать для трудовых коллективов программу социальных гарантий, реализация которой являлась бы защитой работающих и их семей, что также закрепляет специалистов на производстве и обеспечивает возможность профессионального совершенствования как конкретного работника, так и предприятия в целом.