Достаточно остро в своем отчете обозначил проблемы председатель секции С. П. Денисенко
Они касаются не только взаимоотношений критиков и некоторых омских театров, но и таких важных для города проектов, как конкурс-фестиваль «Лучшая театральная работа года», исчезновение с культурного пространства Омска театральных изданий, «глухоты» властей к состоянию мемориальных досок омских деятелей театра.
Собственно, не секрет, что приглашение критика в театр не всегда приносит для пригласивших ожидаемый эффект. Иной раз критик воспринимается как некий обслуживающий персонал, призванный обнаруживать исключительно приятные для театра моменты и явления. Этому, кстати, во многом способствовало практическое исчезновение со страниц газет такого жанра, как театральная рецензия. В театрах попросту отвыкли от беспристрастных разборов спектаклей, ролей, и всякое критическое (пусть и аргументированное) слово встречается буквально в штыки.
Сегодня единственной реально возможной формой сотрудничества театра и критиков становятся устные «круглые столы», открытые диалоги, обсуждения спектаклей.
Закрытие газеты «Омск театральный», журнала «Омская муза» не только лишило омских критиков возможности публично высказываться и обсуждать современные театральные тенденции, — очень многое теряет история омского театра как явления культуры, искусства. Фактически образовалась брешь длиной в целое десятилетие: разрушена целостность процессов, происходивших в омских театрах в последнее десятилетие XX века. Так что вопрос действительно серьезный, с далеко идущими последствиями.
Сотрудники Омского театрального музея, кстати, видят в устных обсуждениях, которые будут фиксироваться для музейного архива, единственно реальную возможность сохранить для истории многие события театрального Омска. Важно, чтобы это понимали и театры. Впрочем, наши муниципальные театральные коллективы охотно откликаются на приглашение к разговору с критиками и видят в нем конструктивное начало.
Обеспокоенность вызывает будущее фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа года». Опять все тот же «проклятый» финансовый вопрос. Но, надо полагать, город, прославившийся как театральная Мекка Сибири, не останется равнодушным к судьбе этого очень нужного творческого конкурса. Во всяком случае, председатель Омского отделения СТД В. Э. Миллер обещал свою безусловную поддержку.
Так что омским критикам было над чем подумать и о чем поговорить. Есть надежда, что в новом сезоне сотрудничество с театром выйдет на новый, принципиальный уровень. От этого выиграют обе стороны.