Виктор КАРГАПОЛОВ, генеральный директор фирмы «Ваня», президент клуба «4х4», дельтапланерист: «Каркас своего первого дельтаплана сделал из дерева и водопроводных труб»

— Я с детства увлекаюсь дельтапланеризмом. Начитался тогда журналов «Моделист-конструктор» и «Техника молодежи» и захотелось мне сделать свой дельтаплан. Сконструировал его, когда мне было лет 14. Правда, собирал с трудом: в деревне (родился я селе Пустынном Нижнеомского района) невозможно было найти легкий материал, необходимый для сборки дельтаплана. Каркас делал из дерева и водопроводных труб.

Когда мне исполнилось 17 лет, приехал в Омск. Окончил пятое радиотехническое училище, устроился на работу на завод им. К. Маркса. Потом меня призвали в армию. Демобилизовавшись, вернулся в Омск и стал работать в военной части 63779 радиомехаником. Через какое-то время узнал, что при агрегатном заводе есть клуб дельтапланеристов. В нем было всего четыре человека.

Два раза в неделю мы собирались в клубе, который располагался в подвале общежития. Бывало, сидели там до самого утра: строгали, шили. Летать ездили в Чернолучье, Ростовку. Я долго не мог научиться летать, у меня совершенно ничего не получалось. В воздухе планировал всего по пять-десять секунд, а это очень мало. Сильно переживал, боялся, что ребята меня выгонят. Но желания бросить все не было, даже после того как однажды неудачно приземлился: упал лицом вниз и наглотался глины. Спустя некоторое время, неожиданно, раз — и научился летать, причем сразу очень хорошо, уверенно. На меня начали обращать внимание как на перспективного дельтапланериста, стали приглашать на соревнования.

Я очень хорошо помню первое в моей жизни соревнование. Проходило оно в Омске, и участвовали в нем три клуба: наш, объединения «Полет» и ДК им. Козицкого. Аппарат у меня тогда был старенький: крылья как решето пропускали воздух, в полете дельтаплан огибал все горки, прямо как крылатая ракета. Кстати, «кличка» у него была «Мустанг». Многие дельтапланеристы города знали «выкрутасы» «Мустанга». Перед соревнованием я его немного подремонтировал — пропитал крылья типографской краской, сделал ему по бокам «уши», чтобы он на бок не заваливался. Когда прыгнул и начал пикировать, ребята удивились: надо же, «Мустанг» еще и летает. На тех соревнованиях я занял предпоследнее место, двенадцатое.

Через некоторое время, когда на завод поступил лавсан (довольно прочный материал), мы собрали два новых спортивных дельтаплана «Тайфун», установили на них антипикирующие устройства. У таких дельтапланов мощные крылья, и поэтому аппарат может набрать хорошую скорость.

Потом начались наши поездки по стране: мы принимали участие во многих соревнованиях дельтапланеристов. И я, и мои друзья из клуба часто занимали первые места. Наша команда была признана лучшей в городе.

Мне особенно запомнился чемпионат РСФСР, проходивший в 1989 году в поселке Аскарово, на Южном Урале. Стартовал, полетал немного и вдруг почувствовал сильный удар в крыло дельтаплана, а потом меня резко начало поднимать вверх, то есть я поймал восходящий поток. Вниз посмотрел — все ребята уже кружили, как бабочки. Набрал высоту (1000-1200 метров), и тут поток пропал. Решил полететь по маршруту, но снова сильный удар — и я стал падать вниз. Дельтаплан перевернуло на «спину», а когда аппарат в таком положении, ломаются крылья. Ну, думаю, все -мне пришел конец. Секунд за десять передо мною пролетело мое детство. Потом вдруг слышу, как будто кто-то кричит, а сам пытаюсь анализировать свои ощущения. Чувствую, воздух сильно в рот дует, закрыл рот — и настала тишина. Потом понял, что это я орал.

От ребят узнал, что в этот день у всех были неудачные полеты. На тех соревнованиях наш клуб занял третье место.

В 1990 году клуб закрыли. Мы с ребятами разобрали дельтапланы и разместили по своим гаражам. Я ушел с завода, занялся коммерческой деятельностью. Открыл сначала одну фирму, потом вторую, третью, четвертую. Все они занимаются поставкой и обслуживанием автомобилей «УАЗ». Два года назад организовал клуб «4х4». Это клуб любителей внедорожных автогонок на автомобилях «УАЗ». Кстати, иногда я тоже принимаю участие в гонках, но только в тех, на которых не являюсь организатором соревнований.

Несмотря на то, что сейчас занимаюсь автомобилями, меня тянет летать. Я каждый год езжу в отпуск со своими друзьями в Казахстан. Мы берем с собой дельтапланы и там летаем. В полете чувствуешь сильный прилив адреналина. Это незабываемое ощущение. Это как наркотик -если попробовал хоть раз, то хочется еще. Кроме того, каждый полет — страшный риск, ведь можно разбиться. Наверное, игры со смертью — это и есть настоящие мужские игры.