Представьте себе, что вы — житель отдаленной небольшой деревни и вашего близкого родственника срочно увезли в райцентр в больницу на операцию. Вы, конечно, беспокоитесь, но ездить каждый день нет возможности. Не удается и позвонить, потому что связь не работает. Так что остается мучиться в неведении. А если прихватит от тревоги сердце, «скорую помощь» тоже не вызовешь по причине молчащего телефона.
Такая вот абсурдная, похожая на кошмарный сон ситуация возникла в северном Седельниковском районе. Но на связистов, кстати, грешить не стоит. Просто в центральной больнице наглухо отключены телефоны за неуплату, и должок составляет свыше шестнадцати тысяч рублей. Больные и их родственники проклинают жестокосердного главного врача Ивана Смирнова. Между тем счет на оплату давно уже лежит в районной администрации, которая и должна его погасить, однако седельниковский глава Александр Сытенко не спешит наложить визу. Ему, видимо, выгодно создать у населения нелестное мнение о Смирнове.
Война между двумя этими руководителями началась не сегодня, а с момента выборов районного «атамана». На свое несчастье, Смирнов как человек неравнодушный и политически активный выступил в команде противника Александра Сытенко, но, как говорится, проиграл вместе с командой. Что ж, соперник оказался сильнее — ему, значит, и управлять.
— Но буквально сразу, — рассказывает Смирнов, — Александр Алексеевич дал мне понять, что я должен уйти, раз не был его сторонником. А почему, собственно? Я сам седельниковец, после омского медицинского института двадцать лет проработал в нашей больнице гинекологом, третий год ее возглавляю — и с какой стати должен положить заявление об увольнении?
Когда нежелательное лицо начинает брыкаться, его пытаются убрать другими способами. Например, хорошенько покопавшись, находят огрехи в работе и один за другим лепят выговоры, чтобы их количество достигло критической массы, после чего можно с Законом «О труде» в руках радостно воскликнуть: «Свободен!». Два первые выговора прокурор района отменил из-за просрочки их объявления, третий грянул после проверки больницы комиссией КРУ, но Смирнов обжаловал его в суде (дело пока не рассмотрено). Четвертый последовал недавно за неэкономно расходуемую электроэнергию… Ничего удивительного: если человек работает, у него закономерно есть недостатки — надо только поискать, верно? И «помочь» наляпать еще больше, как вот с тем же телефоном.
Ко всему прочему Сытенко вознамерился ввести у себя в аппарате еще одну чиновничью должность — заведующего отделом здравоохранения и забрать на нее из больницы единст венного в районе зубопротезиста Сергея Новикова. И вот тут и впрямь коса нашла на камень, поскольку Смирнов наотрез отказался подписать заявление Новикова, объясняя это тем, что оголится очень напряженный участок работы. Тогда поступило другое предложение: мол, Новиков будет счастливо совмещать два кресла — административное и, так сказать, зубопротезное. То в конторе покомандует, то полатает дыры во ртах своих земляков.
— Я разговаривал с Сергеем, -говорит Смирнов, — и понял, что он хочет перейти в администрацию для того, чтобы в его трудовой книжке появилась запись о руководящей работе, а это поможет сделать дальнейшую карьеру. Кстати, чиновнику по закону запрещено трудиться где-то еще, я консультировался у юриста, но Сытенко это не волнует.
Новиков, в свою очередь, просто перестал приходить на работу в больницу, чувствуя за спиной надежную поддержку главного администратора района.
Коллектив больницы — а в нем около 300 человек — писал письма в защиту Смирнова. Главное управление здравоохранения проводило анкетирование по поводу отношения к главному врачу -и семьдесят процентов сотрудников высказались «за».
Сытенко и не скрывает своей неприязни к Смирнову: «Он для меня — проблема». И это действительно так, поскольку Новикова он прочит не только в заведующие отделом, но в последующем — на пост главного врача. Так что сковырнуть нынешнего нужно побыстрее.
— Меня уже пытались сковырнуть, — говорит Смирнов. — Бывший главврач как-то зашел в мой кабинет и разбил мне голову. Я полгода был на больничном, перенес две тяжелые операции. Суд вынес приговор: три года лишения свободы условно, но кассацию я не стал подавать. Родственники убедили пожалеть троих его детей, потому что статья очень серьезная и приговор мог быть пересмотрен.
Кстати, семьей Смирнова Сытенко тоже интересуется.
— Александр Алексеевич уже пригрозил мне, что натравит на мою жену — частного предпринимателя — всех, кого можно: налоговиков, санэпидстанцию, пожарных и прочие службы. Лично обещал.
Смирнов написал открытое обращение к главе администрации и попросил редактора районной газеты опубликовать его, но в уголке листа появилась резолюция:
«…не считаю нужным». И правильно, а то может найтись другая кандидатура и на пост главного журналиста.
— Я хочу одного, — говорит Смирнов, — чтобы мне дали спокойно работать. Да, огрехи есть, опыта маловато, но это — дело наживное.
Понятно, что Сытенко легко вставлять Смирнову палки в колеса, ведь у него власть. Считается также, что сверху виднее. Впрочем, ведь и начальство может ошибаться. Или оно всегда вне всяческих подозрений?