Как готовилась программа
Прежде всего губернатор подчеркнул, что посещение главой государства области очень важно для нее не только в политическом, но и в экономическом плане. Действительно, это не может не сказаться на повышении ее авторитета да и инвестиционной привлекательности.
В связи с необычными условиями зимы, похолоданием, той драматической ситуацией, которая сложилась в Приморье и некоторых других регионах, планировалось посещение Сибири и Дальнего Востока. Сначала ожидалось, что президент побывает не в двух, а в нескольких городах. Но, очевидно, дал себя знать недостаток времени.
При подготовке программы сразу предполагалось, что глава государства посетит одно из предприятий аграрно-промышленного комплекса, в частности «Омский бекон». Хотелось также обратить внимание гостя и на культурную, творческую жизнь Сибири на примере Омской области. Так в планы поездки было включено посещение Музея изобразительных искусств и Драматического театра. В частных беседах губернатор говорил президенту о своеобразии и богатстве сибирской культуры, необходимости ее более полной интеграции в общероссийскую. Ведь в Сибири она представляет собой синтез культур многих народов, чьи представители переселялись в наши края, принося сюда свои традиции, обряды, фольклор, которые тесно переплетались с другими. Губернатор даже просил включить в состав делегации представителей федеральных органов власти министра культуры М. Швыдкого. Но у того что-то не получилось с поездкой. Тем не менее работа с Министерством культуры будет продолжаться. Судя по всему, президент согласился с позицией губернатора о роли духовного начала в жизни общества. Она давно известна. Экономические трудности рано или поздно останутся позади. В достатке будет дешевой колбасы, доступного жилья. Но без храмов, музеев, театров, библиотек у народа нет будущего. Скорее всего, под влиянием этой беседы и состоялось незапланированное посещение Христорождественского собора. В официальной программе оно не значилось.
С глазу на глаз
Один из ключевых эпизодов пребывания президента — его более чем часовая беседа с руководителем региона с глазу на глаз. Естественно, журналистов интересовали подробности.
Речь шла о реформировании монополий, и прежде всего РАО «ЕЭС России». Л. К. Полежаев — сторонник осторожного подхода к реструктуризации этого важного сектора экономики, о чем он и проинформировал президента.
Но большая часть разговора была посвящена проблемам местного самоуправления. Ни для кого не секрет, что сегодня его смысл и содержание во многом искажены. Благая, в общем-то, идея оказалась зачастую приватизирована в заурядное местное самоуправство, что все мы уже довольно долго наблюдали в родном Омске. Впрочем, аналогичных примеров и по всей России немало. Поправить положение, не затрагивая основ Конституции, можно через внесение поправок в действующий федеральный закон о местном самоуправлении. Предварительно следовало бы создать специальную рабочую группу, чтобы проанализировать опыт в российских регионах. Затем можно выстраивать единую модель, при которой самоуправление не было бы отделено, как церковь, от государства. Напротив, оно должно быть встроено в общегосударственный механизм, что позволит действительно провести управленческую вертикаль власти. Без нее невозможно эффективное руководство экономическими, политическими и культурными процессами.
Нужен эффективный собственник.
На вершине государственной пирамиды неоднозначно относятся к крупным компаниям. Вместе с тем контрольный пакет акций ОАО «Омский бекон», которое посетил президент, принадлежит одной из них -«Сибнефти». Знал ли он об этом?
Бесспорно. И одним из основных направлений сельскохозяйственной политики в области и дальше будет максимальное расширение аграрно-промышленного холдинга Сибирской нефтяной компании как реального инвестора и собственника, который в состоянии реально повысить эффективность производства, конкурентоспособность конечной продукции. Как регионообразующей компании наконец.
«Сибнефть» все это доказала на деле. За тот период, когда она стала собственником «Омского бекона», он вышел из финансового кризиса, увеличил на 80 тысяч свиней численность поголовья, достиг наивысших в своей многолетней истории суточных привесов, начал активную маркетинговую деятельность. Критерий здесь — наличие продукции на прилавках магазинов.
Президент согласился с тем, что нужно стараться повернуть к АПК все крупные финансовые компании и объединения, банки. Всех, кто обладает ресурсами. Вот тогда страна преодолеет кризис в сельском хозяйстве, о котором говорил недавно отраслевой министр. А если клянчить деньги из пустой казны на подъем агропромышленного сектора, он никогда не поднимется.
О судьбе договора с федеральным центром/
В 1996 г. во время посещения нашего города первым Президентом России был подписан договор о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральным центром и Омской областью. Тогда это было действительно крупное событие. Дело в том, что такие соглашения есть не у каждого региона, а примерно у трети из них, в основном у национальных республик.
Но жизнь не стоит на месте. За прошедшее время сформировалось законодательное поле, которое позволяет всем регионам свободно в нем работать. Есть и дальнейшие стимулы к его расширению опять-таки в интересах развития экономики, соблюдения прав субъектов Федерации. Это в большей степени оберегает ее от распада или сползания к конфедеративному устройству, нежели система двусторонних договоров.
Недавно на заседании Законодательного Собрания области прозвучала инициатива о приостановке действия договора с центром.
У нее найдется немало сторонников на федеральном уровне. Но будут и противники.
Вот что такое тариф!
Губернатор рассказал президенту, как строилась тарифная политика на Транссибирской магистрали еще в 90-х годах XIX века, о так называемом Челябинском тарифном барьере. Он устанавливал льготы для тех, кто ввозил в Сибирь оборудование, машины, строительные материалы, вел инвестиционную деятельность и вывозил продукцию — хлеб, масло, древесину, полезные ископаемые. Такая система способствовала развитию производительных сил к востоку от Урала.
Сейчас обсуждаются пути реформирования Министерства путей сообщения. Как остроумно заметил губернатор, принимая то или иное решение, не мешает заглянуть в Святцы, то есть вспомнить прежний опыт. И президент хорошо понимает, что целостность страны, равноценное развитие всех регионов, особенно удаленных от центра, зависят от гибкой тарифной политики не только на железнодорожном, но и на авиационном, морском, речном транспорте. Это вопрос не только технический, отраслевой, а глобальной экономической политики государства. Интересы каждого региона, даже самого удаленного, должны быть превыше коммерческих. Скажем, непомерным железнодорожным тарифом тот же Дальний Восток легко оттолкнуть от России, а ее — от него. Вот что такое тариф!
Президент серьезно озабочен тем, что сегодня Сибирь в какой-то степени обделена в экономическом, культурном отношении. Между тем за ее счет формируется весь золотовалютный запас страны. Она, если называть вещи своими именами, живет и кормится благодаря Сибири, которая поставляет к «столу» европейской России буквально все: 100 процентов газа, леса, минерального сырья, 90 процентов нефти.
Это президент прекрасно понимает. Важно, чтобы его окружение прониклось этой озабоченностью, развивало ее, а не замалчивало. И тогда можно ждать многих интересных решений и подходов в новой восточной политике страны.
Что же касается нашей области, глава государства может положиться на то, что все позитивные решения и реформы в экономике и социальной политике в Прииртышье будут органично и последовательно поддерживаться.
Должность одна. Люди — разные.
Дважды, в 1992-м и 1996 годах область принимала первого Президента России. Можно ли сравнивать эти посещения и нынешнюю рабочую поездку главы государства?
Действительно, должность у В. В. Путина и Б. Н. Ельцина одна. Но стиль поведения, общения зависит от качеств самого человека. Президент Ельцин, как бы там ни было, нес в себе атрибуты партийного чиновника. Человек прожил жизнь в этой системе, дослужился до кандидата в члены Политбюро, первого секретаря столичного горкома. Это очень высокий пост. Те стереотипы, которые он приобрел, невозможно было вытравить какими-то демократическими преобразованиями. И хотя он старался загонять свое прошлое внутрь себя, оно все равно сказывалось.
В. В. Путин — руководитель совершенно новой формации. Он не связан с прежними стереотипами, стилем поведения, манерами общения, начиная с одежды. Это разные люди. Если говорить, с кем проще и легче общаться, то, конечно, — с В. В. Путиным.