В ЛЕНСКЕ ПОСТРОИЛИ — В ОМСКЕ ПРОЛЕТЕЛИ

Работавшие в Якутии омичи жалуются на унизительные заработки

В разрушенном городе наши строители отгрохали целую улицу, которая теперь так и называется — Омская. Президент требовал от подрядчиков уложиться в срок — и рабочие трудились день и ночь. Как рассказали нам вахтовики, приходилось работать и по восемнадцать часов в сутки. При этом жили мужики в спартанских условиях. Их кормили крупой, картошкой и тушенкой, от которой порой болели животы. По словам рабочих, они не смывали с себя «трудовой загар» — в стройгородке не было даже душевых. Впрочем, в Ленске строители не обращали внимания на трудности, потому что их подбадривали начальники, обещавшие большие деньги.

Из Омска в Ленек стройбригады были отправлены тремя организациями. Как нам удалось узнать, большинство строителей, получивших по 30 — 40 тысяч рублей за два месяца, довольны заработком. Но несколько бригад (это примерно пятьдесят человек) считают себя незаслуженно обиженными своим работодателем — акционерным обществом «Омскстройподряд-3». Им выдали по 12-15 тысяч рублей за оба месяца, да и то не всем.

— Знал бы я, что заплатят столько, — ни за что не поехал бы, -сказал нам бригадир Александр Дунаев, — я эти деньги в Омске зарабатываю при обычном трудовом режиме.

Первый заместитель директора АО «Омскагропромстрой-3» Алексей Гришанов утверждает, что рабочим, которых они командировали, выплатили все, что положено, по смете, присланной из Москвы. Дескать, с чего они насчитали себе по пятьдесят тысяч, он не знает.

Как выяснилось, зарплату почти в тысячу за день рабочим обещал начальник участка Виктор Лесничий, который тоже ездил в Ленек как наемный рабочий (теперь он работает в другом месте). Более того, по словам бригадиров, писавших заявление в прокуратуру, в Ленске Гришанов по окончании работ подтвердил им, что они получат по девятьсот с лишним рублей за каждый трудовой день. В беседе со мной Алексей Гришанов утверждал, что он этого не говорил. Но, когда уже в Омске рабочие пришли к заместителю директора нанявшей их организации за объяснениями, он сказал, что при начислении зарплаты были учтены «их недоделки на объектах». Как позже выяснилось, из начисленных строителям денег были вычтены расходы на дорогу и питание.

В ближайшее время вопросом начисления заработной платы северным строителям будет заниматься прокуратура. Но, похоже, юристам не от чего будет оттолкнуться. Потому что перед отъездом на вахту рабочие… не подписывали никаких договоров. Уже другой вопрос: почему им никто не предложил подписывать эти договоры? И самое главное — почему с вахтовиками договаривалась не дирекция предприятия, а наемный работник, который не несет ответственности за исполнение договора?

Своим вербовщикам рабочие поверили на слово — потому и пахали как проклятые в надежде привезти домой обещанные деньги. Но, похоже, что обещанного им и в три года не дождаться.