Многие его статьи давно вызывали замечания у прокуратуры, местных отделений партий и движений, администраций представительных органов власти. К слову, последние изменения в документ вносились в декабре 1996 года. За четыре с лишним года, конечно же, правовое поле существенно изменилось, некоторые положения Устава города оказались противоречащими областным и федеральным законам, ряд статей имел неполное или неточное толкование, а некоторые позиции и вовсе были не прописаны. Словом, требовалась тщательная ревизия.
Однако, внося десятого октября проект новой редакции на рассмотрение Совета, председатель постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка В. Двораковский заметил, что депутатам нужно очень плотно поработать над этим документом, сократив до минимума его прохождение от первого чтения до принятия. Времени на долгие обдумывания просто нет. И вот уже 14 ноября обсуждение Устава вновь появилось в повестке дня горсовета. За месяц в комиссию поступило более 80 поправок, не только редакционных, но и весьма существенных по содержанию. Из них 25 были представлены администрацией города, лично Евгением Беловым. Каждое замечание, дополнение, изменение прорабатывалось в рабочей группе, трижды поправки обсуждались на заседании комиссии с участием юристов, специалистов администрации города. В результате, как заметил В. Двораковский, «получился вариант, по которому достигнут компромисс».
Итак, что произойдет со вступлением в силу обновленного Устава города после его опубликования? Прежде всего, придется отвыкать от словосочетания «глава городского самоуправления». Первое лицо города будет именоваться теперь исключительно мэром, как сказано в обосновании поправки, «по аналогии с наименованием высшего должностного лица (губернатора) Омской области, а также во избежание путаницы на практике при обозначении высшего должностного лица городского самоуправления». Евгений Белов, комментируя данный факт корреспонденту «Вечернего Омска», заметил, что слово «самоуправление» изначально, по его мнению, было выбрано не совсем удачно. Слова в русском языке богаты своим толкованием, у многих понятие «самоуправление» ассоциируется с самоуправством…
Из других изменений в Уставе можно отметить перекройку статьи 22, регулирующей взаимоотношения местных органов власти с предприятиями и учреждениями, находящимися в муниципальной собственности. В частности, горсовет «дает согласие администрации города Омска на приватизацию, сдачу в аренду и доверительное управление муниципальных предприятий и учреждений», а мэрия их учреждает, принимает решения об их ликвидации, реорганизации, утверждает уставы муниципальных предприятий и учреждений, назначает и увольняет их руководителей.
Появились и новые статьи об ответственности выборных органов и выборных должностных лиц в городе, в том числе перед населением, государством, физическими и юридическими лицами. Были скорректированы статьи, касающиеся полномочий депутатов городского Совета, их отношений с избирателями, с должностными лицами администрации города. Изменения претерпела статья о компетенции Омского городского Совета. Помимо утверждения бюджета и его отчета, учреждения фондов, принятия программ социально-экономического развития «в руках» депутатов по-прежнему будет оставаться утверждение уровня платежей населения по оплате коммунальных услуг, а также установление цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями омичам, но… за исключением теплоснабжения и горячего водоснабжения. Цену (не путать с уровнем оплаты) за горячие воду и батареи будет устанавливать администрация города. Депутаты, надо заметить, «споткнулись» было на этой поправке, но после недолгих дебатов большинством голосов проголосовали за нее.
Под «корректуру» попала и глава «Городской референдум»; в частности, в статье 73 дается перечень вопросов, которые могут быть вынесены на «голосование жителей», и тех, «которые не подлежат вынесению на референдум» (ст. 74) -трактовка этих положений дается в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Депутаты «прошлись» по всему списку поправок, занявших почти сорок страниц, а затем дружно проголосовали за принятие Устава в новой редакции в целом. Однако жизнь идет, все изменяется, и как знать, может быть, уже через полгода-год народным избранникам вновь придется возвращаться к этому документу.