ПУТЬ В ПОЭЗИЮ

ПУТЬ В ПОЭЗИЮ

Сегодня в Центральной городской библиотеке им. В. И. Ленина состоится церемония вручения ежегодной областной литературной молодежной премии имени Ф. М. Достоевского

В числе нынешних лауреатов премии — аспирантка экономического факультета ОмГУ и его выпускница 1999 года Ирина Горелова.

Стихи Ирины печатались в журналах «Сибирские огни», «День и ночь» (Красноярск), сборниках «Бабье лето» и в других изданиях. Ирина Горелова отвечает на вопросы нашей газеты.

— Конечно, «на поэта» не учат нигде. И тем не менее поэт с экономическим образованием. Как вы пришли в поэзию?

— Во-первых, хорошо ли мы знаем, у кого из писателей какое образование? Крайне примерно, лишь по автобиографическим произведениям. Во-вторых, раньше, когда формировалась наша классика, профессии экономист, скажем, не было. Классическое университетское образование делилось на следующие направления: естественные науки, право, философия и медицина.

Сегодня экономика в целом -это, скажем так, не столько образование, сколько фундамент для любой будущей профессии. На всесибирском семинаре молодых литераторов «Сибирские Афины», который проходил в Томске в апреле 2000 года, в одной комнате жили три участницы, и все были экономистами. И омичка Аня Ведерникова в этом году будет получать по разделу прозы половину премии Достоевского. Я тоже, кстати, буду получать лишь половину. Вторую часть отдали Лису Домино. Это псевдоним поэта.

А что касается пути… В поэзию не приходят. Ею заболевают. И иначе уже не можешь. Стоит ли лечиться — не знаю. Я знаю только, что ни одна человеческая жизнь не стоит того, чтобы ее тратили только на слова и эмоции. Поэтому, если можете, не сочиняйте. Или не называйте это стихами. Стихами зарифмованные мысли становятся, только тогда, когда они признаются таковыми социумом, то есть когда кому-то нужны и для кого-то ценны. Обществу поэзия не нужна по большому счету. Она нужна каждому отдельному человеку, но не каждый день.

— И все-таки было какое-то начало?

— Первую тетрадь потеряла давно и даже не пыталась искать. Вторую спрятала, естественно, девяносто пять процентов её было посвящено одной очень неудачной любви. Одна треть третьей легла в основу первой и единственной пока книжки «В поисках Мастера». Вот эту треть и еще половину новых вещей я и считаю у себя стихами.

— Премия, которой вы удостоены, все-таки не просто областная, а связанная с именем одного из самых великих писателей земли русской. Есть ли у вас к этому личностное отношение?

— Достоевский — это очень сложно. Я различаю Достоевского-человека и Достоевского-писателя. Второй не может не заслуживать уважения. Я зачитывалась «Преступлением и наказанием» между вступительными экзаменами. Январь этого года у меня тоже прошел под знаком Федора Михайловича. Я опять перечитывала все, что у меня есть. Но это не любовь, это подчинение силе. Достоевский как писатель втягивает в себя, выцеживает человека, как когда-то его выпивал Петербург.