МЕТРОМОСТ НАД ИРТЫШОМ.

Этот уникальный объект нашего города задумывался и проектировался еще при Советском Союзе, а первый колышек на новой площадке забили в конце 1992 года. По действующим нормативам красавец-метромост должен был войти в строй, надежно служить омичам к исходу XX века. Но этого не произошло, ибо грянули разрушительные ельцинские "реформы".

Взяв хороший разбег, мостостроители несколько лет еще как-то поддерживали нужные темпы. Им удалось заложить и вывести все опоры моста, за исключением срединной. В 1997 году они рассчитывали начать и монтаж первого пролета. Однако к тому времени в стране «реформы» окончательно зашли в тупик, а в Омске с подачи губернатора разгорелась настоящая «война» областных властей с городским самоуправлением. И тут уж высоким руководителям стало не до моста, как и других объектов. Три последних года новостройка выглядела мертвой, хотя строители не покидали ее совсем. И вот в конце минувшего года на объекте побывал, уже без мэра, сам губернатор Полежаев. Бегло осмотрев площадку, он самоуверенно заявил: «Метромост в автомобильном варианте должен быть сдан в 2003 году!» Не раньше и не позже.

И тут, что называется, пошла писать губерния! Областные СМИ развернули очередную шумную пропагандистскую кампанию. Новостройке уже дали громкое название «Мост тысячелетия». Как и следовало ожидать, вся информация о нем подается в духе казенного оптимизма, дабы у омичей не появилось и тени сомнения в реальности назначенного губернатором срока. А вот о положении, в котором очутился коллектив головной организации — АО «Омскстроймост — мостоотряд-63»,по сути ничего не сообщают.

Как же живут сегодня мостостроители?

— Живем — лучше некуда, уже несколько лет «выбиваем» свою зарплату по исполнительным листам, через судебных приставов. В такое положение загнали нас заказчики, — с невеселой улыбкой говорят прорабы А. Зюзин и В. Гвоздиков. Александр Иванович и Владимир Викторович с самого начала ведут строительство метромоста, пережили немало отчаянных моментов, но не стали менять место работы. Хотя многие специалисты не выдержали подобной неопределенности, ушли в другие организации. Правда, некоторые потом все же возвратились назад.

Более детально непростую обстановку в мостоотряде раскрыла заместитель генерального директора АО по экономике и финансовым вопросам Татьяна Николаевна Зенкова:

— На первое января 2001 года долги заказчика нам составляли больше 12 миллионов рублей. Уж столько арбитражных судов провели, но ситуация почти не меняется. Смотрите, давно уже сделали мы капитальный ремонт Комсомольского моста через Омь, потом ремонтировали мосты Ленинградский, имени 60-летия ВЛКСМ через Иртыш, но город до сих пор так и не рассчитался с нами. А сумма долга немалая — почти 10 миллионов рублей. Та же картина и по метромосту, чтобы совсем не останавливать работы, мы вынуждены вкладывать сюда даже часть своих оборотных средств. Разве это нормально? Неясно пока и то, сколько денег дадут на мост в наступившем году.

Понятно теперь, с каким нетерпением ждали мостостроители обещанный указ губернатора. И вот он появился, с датой подписания — 28 декабря 2000 года. В документе из тринадцати пунктов все расписано гладко. К примеру, экономическому комитету и комитету финансов и контроля поручено «предусмотреть при формировании бюджета 2001-2003 гг. необходимые финансовые ресурсы для завершения строительства моста». А что будет на деле?

— Только на днях к нам поступили первые десять миллионов рублей, но это лишь мизерная часть того, что предстоит освоить, -говорит главный инженер мостоотряда Петр Иванович Колесник. — Всего для завершения самого метромоста, без береговых подходов и развязок, требуется примерно один миллиард двести миллионов рублей. Выходит, чтобы сдать объект в 2003 году, мы должны ежегодно осваивать по четыреста миллионов. Задача очень напряженная, для сравнения скажу, что в минувшем году коллектив выполнил работ всего на сорок миллионов. Чтобы уложиться в намеченные в указе сроки, нам надо дополнительно привлечь не меньше двухсот человек, в основном квалифицированных специалистов. А техническое оснащение? Ведь мы за последнее десятилетие не смогли приобрести ни одной единицы новой техники, латаем старье. Без обновления машин и механизмов просто невозможно завершить этот уникальный объект.

Как видим, проблем у строителей хоть отбавляй. И трудности по мере приближения к финишу наверняка будут нарастать, ведь порой и деньги не все решают. Вот сегодня первоочередная задача бригад Валерия Макейкина и Анатолия Емельянова — до начала паводка вывести ростверк на четвертой опоре, что расположена в самом русле, на фарватере Иртыша. А для этого в сжатые сроки, считанные недели надо принять и уложить тысячу кубометров бетона. Давно в мостоотряде не проводили такой масштабной операции. И все понимают, чем чреват срыв в этой работе. Позднее, примерно с третьего квартала мостовикам предстоит освоить большой объем на монтаже металлоконструкций, которые должны поступить из Кургана.

Темп важнейшей стройки теперь будут определять конкретные действия губернаторской команды. И омичи вскоре убедятся, насколько соответствуют слова и дела областной власти.