ГНИЕТ ЗЕРНО НОВОГО УРОЖАЯ

ГНИЕТ ЗЕРНО НОВОГО УРОЖАЯ

Поросячьими трупами усеяна площадка метров в тридцать вдоль стены свинофермы ЗАО АПФ "Омь" - хозяйства, расположенного в селе Воскресенка Калачинского района Омской области

За два месяца погибло более ста голов некогда здоровеньких и крепеньких свинят. Причем не младенцев, а уже одномесячных — четырехмесячных поросят весом под 16 килограммов загубило хозяйство. От свинофермы рукой подать до причины падежа — горы прелого, кое-где гниющего зерна. Его до сих пор добавляют в комбикорм скотине, от чего ежедневно погибают до пяти поросят.

Главного ветеринарного врача ЗАО АПФ «Омь» Андрея Белуса корреспондентская группа «Вашего ОРЕОЛА» нашла дома за обедом, поэтому договорились побеседовать после в конторе. Однако при встреча-Андрей Антонович только развел руками: «Вам надо обратиться на калачинскую ветеринарную станцию. Итогов анализов у меня нет». Там же нас попытались послать дальше по чиновничьим кабинетам к сельскохозяйственному начальству в Калачинске. Но так — «не для печати» — сказали, что вообще-то исследования воскресеновскому врачу уже отослали. С этими доводами мы и вернулись к Белусу, после чего Андрей Антонович стал более разговорчив и сразу же отыскал анализы.

Согласно этим документам, поросят просто отравили прелым токсичным зерном. К тому же молодой поросли «помогла» отправиться на тот свет элементарная неряшливость в проведении схемы профилактики глистов. В результате болезнь доконала ослабленные токсинами организмы животных. Официально из 350 голов погибло чуть меньше половины. На деле же может быть больше. Как нам рассказали рядовые свинарки, только у одной работницы из 229 поросят умерли 50. Хотя свинарки почувствовали неприятный запах корма, все-таки кормили им поросят. И сейчас скотину кормят этим же зерном, правда, после термообработки. «Потому что другого нет, — поясняет Белус. — Что собрали, тем и кормим».

Сняли нынче в «Оми» хороший урожай — более 23 тысяч тонн зерна с 10 тысяч гектаров. «Да только загубили более половины, — рассказывают акционеры из инициативной группы, ратующей за снятие нынешнего директора хозяйства Виктора Алешина. — Все было подстроено с начала уборочной. Три тока в распоряжении хозяйства, один в самой Воскресенке, второй — в соседней Стародубке и третий — в селе Куликово. Только работают из них два, и ничего не было сделано, чтобы отремонтировать еще один. Сейчас на складах хранится личное зерно директора, точнее — его жены. Акционерное же гниет на земле возле тока, его пытаются быстренько просушить и сбыть. Кое-что пустили якобы на силос, забыв при этом закрыть его землей или сеном. Хотя зерно с самого начала было сырое, его можно было сохранить, отдав акционерам. Они бы высушили своими силами. Еще одной причиной того, что урожай пропадает, стало массовое увольнение работников из хозяйства. Кто от безденежья побежал, а кто — из-за не сложившихся отношений с директором. Набрали неспециалистов, те зерно и сгубили на руку дирекции. У них сейчас одна задача — обанкротить хозяйство, потому что погрязли в кредитах и долгах, а отдавать их нечем».

Люди, которые все это рассказали, сами в хозяйстве не работают, некоторые даже судились с местным начальством из-за земли. Они решили выйти из акционерного общества и забрать свой земельный пай. Но дело в том, что, когда ЗАО АПФ «Омь» создавалось, сами передали в неделимый акционерный фонд землю и имущество. Вот суд и отказал им в иске и постановил: дирекция общества права.

«Они всю воду баламутят, — считает директор хозяйства Алешин. -Что ж они молчали, когда до моего прихода в марте 1999 года в совхозе недосчитались 353,6 тонны зерна? Куда только ни обращался — в суд, в прокуратуру, следов не нашли. В этом году совет директоров решил: кто в хозяйстве не работает, тому не давать зерна. Тут все и началось. Баламутят народ почем зря. А желающих идти работать на ток или ферму нет». — «Почему?» — «Потому что люди за эти годы разбаловались. Семилетнюю задолженность по зарплате мы выплатили. Отдали миллион двести тысяч индексации -долг за несвоевременный расчет за те же годы, проавансировали до сентября всех работников. Нынешнее зерно сразу было сырое из-за дождей и шло в основном четвертого-пятого класса, то есть фуражное. Зерно последнего обмолота было влажностью 32-35 процентов. Такой урожай годен только на корм. На восстановление куликовского тока денег нет, да и на ремонт двух других — тоже. Урожай немалый собрали, но высушить все не смогли. На стародубских складах хранится семенное зерно и та небольшая часть из 200 тонн продовольственного -третьего — класса, что удалось собрать. Мы до сих пор работаем с фуражным зерном. Пока не потеряли ни одного зернышка. Оно еще пригодно на корм, даже несмотря на то, что лежит под снегом». — «Почему тогда погибли поросята?» -«Из-за нашей неряшливости».

Как-то не вяжутся комментарии Виктора Николаевича со сводками с полей, которыми радовал пресс-центр по сбору урожая в Омской области: зерно почти все продовольственное, отличного качества. Или в это «почти» и вошел практически весь урожай, собранный в «Оми»? Не укладываются в благополучную картину и те горы пахнущего прелью зерна, которое в деревне Стародубка и селе Воскресенка тщательно утрамбовали тракторами в силосные ямы. Однако Алешин утверждает, что большая часть зерна ЗАО АПФ «Омь» уже продана. Остальное, видимо, скормят пока еще живым поросятам. Также Виктор Николаевич заверил, что на днях начнут выплачивать кредиты. Оно и правда, пора бы. Во время визита корреспондентской группы «Вашего ОРЕОЛА» в Воскресенке за долги отключили электроэнергию. Да и работники ждут денег, их почему-то не устроили авансы в двести рублей за два месяца.

У недовольных будет возможность все поправить пятого января. Именно на этот день назначено внеочередное собрание акционеров, на котором будет решаться вопрос о снятии директорских полномочий с Виктора Алешина. Однако выбор небольшой — с одной стороны инициативная группа, куда входят в основном не работающие в хозяйстве, а значит, и далекие от посевных и поросячьих дел люди. С другой — дирекция, у которой и погода подвела, и люди разбаловались, и неряшливость не вовремя проявилась.