Предваряя работу совета, Андрей Иванович Голушко предложил собравшимся в зале коллегии обладминистрации поразмышлять у микрофона не только в русле вопроса «Все ли власть сделала для развития в нашей области предпринимательства?», но и ответить на другой; «Все ли сделали омские бизнесмены из сектора малого и среднего предпринимательства для своего города, поселка, области?» В последние годы предприниматели и общественные организации, защищающие их интересы, занимали одностороннюю позицию, не скрывали своей главной и единственной порой задачи: выпросить у властей, выдавить из бюджета очередной инвестиционный кусок, добиться смягчения налогового бремени по обязательствам перед местными бюджетами. Когда это удавалось сделать, руководители различных ассоциаций предпринимателей чувствовали, что они не зря получают жалование.
Наверное, такой подход предпринимателей к сотрудничеству с властями можно оправдать и принять. «Однако мы бы хотели, чтобы и встречное движение, то есть помощь предпринимателей властям, наконец началось. Нам нужно взаимовыгодное партнерство с предпринимателями», — так определил перспективную цель создания при губернаторе общественного консультативного совета А. Голушко.
Вот уже лет пять 40 процентов бюджета Москвы формируется за счет налоговых отчислений из сектора малого и среднего предпринимательства. Омск, конечно, не Москва. Город до сих пор страдает от своей военно-промышленной «специализации», да и чисто сельскохозяйственный профиль остальной территории области — не лучший плацдарм для бурного роста предпринимателей. Однако «ножницы» между отчислениями в бюджет московских бизнесменов (напомню, они составляют 40%) и омских (8%) все же слишком большие. В Омской области, считают ее руководители, еще не задействованы все имеющиеся ресурсы.
Хотя тенденция здесь все-таки положительная. В 1995 году доля предпринимательского сектора в бюджете области составляла 2 процента, в 1996-м -1, в 1997-1999 годах — 5. Для формирования такой тенденции были объективные и субъективные основания. Если первые — результат макроэкономических изменений на российском рынке, то последние — результат усиливающегося внимания губернских властей к людям, занятым в сфере малого и среднего бизнеса, оказания им правовой и финансово-имущественной поддержки.
Лишь за два последних года в Омской области были разработаны и приняты 11 нормативно-правовых, актов и законов. Так, было принято постановление губернатора «О создании благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств». Созданы три станции по технологическому и техническому обслуживанию сельских товаропроизводителей, 185 перерабатывающих, пищевых, хлебоприемных, обслуживающих организаций агропромышленного комплекса. А в соответствии с распоряжением губернатора области «О финансировании инвестиционного проекта Омской ассоциации тяжелых инвалидов «Лювена» выделено 50 тысяч рублей на приобретение оборудования для мини-пекарни. И в настоящее время эта мини-пекарня запускается в эксплуатацию.
Вообще, что касается инвестиций, то целенаправленная политика руководства области по созданию привлекательного для инвесторов имиджа Омского региона благоприятно отражается на развитии не только крупного, но и малого, среднего бизнеса. В 1999 году на финансирование проектов малого бизнеса коммерческими структурами было привлечено 125 миллионов рублей, за 9 месяцев 2000-го — 170,4 млн. рублей.
Малые предприятия активно разрабатывают и используют новейшие технологии. Введены в эксплуатацию биогазовые установки в учхозе «Омский», фермерских хозяйствах «Сибирь» и «Опыт», строительство еще одной ведется сегодня в ЗАО «Птицефабрика «Иртышская». 000 «Сибэкохим» производит по новейшим технологиям коагулянты для очистных сооружений, бытовые и промышленные моющие и чистящие средства…
Пожалуй, довольно примеров, вернемся к тому, о чем шла речь в начале этого материала. О том, что областные власти ждут встречных шагов со стороны нового класса предпринимателей. И дело тут не только в ожидании больших объемов налоговых поступлений из сектора малого и среднего бизнеса. Важно и их более активное участие в различных социальных программах, принимаемых губернской властью.