Само название конференции подразумевает то, что в Омской области накоплен в своем роде уникальный, отличный от других регионов и России в целом опыт работы региональной власти в условиях переходного периода. Собственно говоря; если бы такого опыта не было, то и научно-практическую конференцию не стали бы проводить. Сейчас можно утверждать, что за последние годы Омская область смогла выработать и проводить в жизнь свою самостоятельную стратегию социально-экономического развития в рамках единого федерального государства. Эта мысль звучала и во вступительном слове губернатора области Л. Полежаева, и в докладах председателя областного Законодательного собрания В. Варнавского, вице-губернаторов А. Луппова и А. Казанника, и в других выступлениях, прозвучавших на конференции.
Вспомним, с каким багажом Омский регион вошел в рыночную экономику в начале девяностых годов. Предприятия ВПК, составляющие основу омской промышленности, лишились госзаказа и оборонных средств. Федеральное руководство не имело стратегии развития этой отрасли. Омская область в отличие от некоторых регионов не имела сырьевых ресурсов, не являлась центром, где аккумулируются финансовые потоки. То есть не имела основных источников дохода в период «радикальных реформ».
Региональная власть не могла устраниться от активного участия в решении проблем омской экономики. Но и ресурсы, имевшиеся в распоряжении власти, были ограничены. Потому был взят курс на точечное вмешательство в экономику, на создание условий для оживления промышленности, привлечения инвестиций, на содействие завоеванию рынков сбыта, кооперации с другими производителями. Упор был сделан не на сиюминутные проекты, способные принести небольшую, но быструю отдачу, а на проекты долговременные, перспективные.
Для нашего региона, не богатого сырьевыми ресурсами, единственная возможность занять достойное место в экономическом разделении труда между регионами, это — развитие наукоемких, высокотехнологичных отраслей производства. Конверсия в регионе прошла в «мягком варианте», то есть, освоив гражданские виды производства, предприятия ВПК сохранили производственную базу, позволяющую возобновить выпуск продукции военного назначения. Ведь было очевидно, что при нынешней степени износа вооружений в Российской Армии государство будет вынуждено увеличить военные заказы даже путем перераспределения средств из других бюджетных статей.
Участие средств региональной власти в развитии экономики — это прежде всего предоставление налоговых льгот, бюджетных ссуд и гарантий под конкретные проекты, освобождение предприятий от расходов на содержание жилья, социальной инфраструктуры, возврат и реструктуризация долгов предприятиям. Администрация области приняла непосредственное участие в обновлении руководящих кадров омской промышленности, удалось найти людей, способных эффективно работать в новых экономических условиях. Региональная власть много сделала для оптимизации затрат, сокращения непроизводительных расходов в промышленности (одна газификация позволила экономить 500 миллионов рублей в год в пределах области).
Наиболее перспективным показало себя участие в межрегиональных проектах и программах (примеры — газификация, «СибВПКнефтегаз»; «Ремтрансмаш», сборка автомобилей и автобусов в Омске). Сейчас назрела необходимость идти в этом направлении еще дальше, создавать промышленные группы по территориально-производственному признаку, причем с включением в них отраслевых научных институтов и конструкторских бюро, усиливать степень кооперации, отказываться от дублирования. Это повысит конкурентоспособность омской индустрии.
Для эффективной работы региональной власти, устойчивого социально-экономического развития важно проводить единую, скоординированную политику в экономической и социальной сферах, в разработке законодательного обеспечения. По Конституции 1993 года области и республики в составе РФ стали равноправными субъектами федерации. Областям пришлось с нуля создавать свое региональное законодательство. Не секрет, что федеральное законодательство до сих пор остается несовершенным и противоречивым. Задача региональных законодателей — закрывать «дыры» в федеральном законодательстве местными законодательными актами, соответствующими особенностям региона.
Омским законодателям удалось создать взаимосвязанную и непротиворечивую систему регионального законодательства, дополняющего федеральное. У нас принята единая методика формирования бюджетов всех уровней, урегулировавшая больной, не прописанный как следует в федеральном законодательстве вопрос — межбюджетные отношения. Впервые в России у нас в области законодательно урегулированы многие социальные вопросы (помощи сиротам, реабилитации участников чеченской войны, борьбы с наркоманией). Имея опыт действия этих законов, теперь можно выходить с законодательной инициативой в Госдуму.
Еще до того, как вопрос о земле был поставлен на федеральном уровне, в Омской области было найдено свое решение, отраженное в комплексе законов «О плате за землю», «О прекращении права на земельные участки». Удалось дать земле хозяев, но не допустить спекуляции землей. Закон «О плате за землю» дал в бюджеты всех уровней около 300 миллионов рублей.
Есть и более яркие примеры экономического эффекта областных законов. Закон «О государственной поддержке инвестиционных проектов» позволил привлечь в Омскую область почти миллиард долларов инвестиций.
Усилия региональной власти по комплексному решению проблем области, как видим, дали свои плоды. Причем надо иметь в виду, что в прошлые годы много усилий тратилось не на поступательное движение вперед, а на борьбу с последствиями кризиса, на закладывание фундамента того, что должно дать эффект в будущем. Поэтому результаты этой работы были не так заметны, как кому-то хотелось бы.
В государственном строительстве, как в строительстве обычном, «нулевой цикл» почти не виден со стороны, но на него приходится значительная часть всех затрат. Если сейчас удастся сохранить положительные явления в экономике, наметившиеся за последние годы, то результаты многолетних усилий проявятся в Омском регионе в полный рост.