— Какой театр в Японии самый популярный?
— Кабуки. Это великий театр, имеющий древние корни. Репертуар там состоит из двенадцати — тринадцати пьес, которые играются веками и японцы их знают наизусть. Мало того, запрещено изменять мизансцены, костюмы, интонации героев. То есть, зрители не только прекрасно знают сюжет, но и каждое движение актера. Но театралы ходят и восторгаются тем, что видят. Чем больше постановка сохраняет постоянства, тем лучше. Новое раздражает японцев. Актеры в Кабуки играют всю жизнь и часто отец передает свою роль по наследству сыну.
— Ваше мнение о современной японской театральной школе?
— Повторюсь — она традиционна. Таких театральных учебных заведений, как у нас, там нет.
Есть какие-то театральные школы, но они не так глубоки, как наши. Россия все-таки театральная страна. Наш театр все время растет, развивается, предлагает новые формы, изыски, поэтому японцы всегда с удовольствием смотрят постановки в русском исполнении.
— Говорят, Япония удивительная страна, там старинные традиции очень гармонично переплетаются с техническим прогрессом.
— Да, это так. Театр Кабуки у японцев так же популярен, как борьба сумо. Сумо для них — все. Они толпами идут и смотрят, на наш взгляд, абсолютно примитивную игру, смысл которой вытолкнуть соперника за круг. Но какие там ритуалы! Борцы долго-долго выходят, кланяются перед зрителями, показывают свои костюмы, а сама борьба длится в среднем минуту.
— Чем еще Япония удивила вас?
— Мы были там в марте. В это время утром может быть 19-20 тепла, днем — выпадет снег, а вечером — опять тепло. Мы видели на деревьях созревшие мандарины и в то же время расцветающую сливу, или сакуру в цветах, а рядом — пожухлую траву. Такое сочетание весны и осени удивительно.
— Какие цветы вам дарили в этой стране?
— Те же, что и у нас: розы, хризантемы…
— Что вам больше всего понравилось из японской кухни?
— Местная кухня там в основном ориентирована на морепродукты и растительную пищу. Рис везде готовится пресным и подается с добавками, различными соусами. Это достаточно вкусно и питательно, правда, быстро надоедает. Под конец гастролей хотелось нормального мяса. И когда мы зашли в мексиканский ресторан, где только мясо и какое хочешь, то просто отвели душу.
— Говорят, что вскоре «Женщина в песках» уйдет со сцены.
— За шесть лет мы отыграли 135 спектаклей. К сожалению, этот проект завершился. Такова судьба любого спектакля: он проживает свой срок и уходит, уступая место другому. Что касается «Женщины в песках», здесь есть еще и другие причины. Сменился руководящий состав нашего театра. Не так просто привозить японскую актрису. Приходят в негодность декорации. Они особенные — это специально изготовленная в Японии пленка, которая отгораживает зрителей от актеров. С годами она теряет прозрачность и зрители уже почти не видят, что происходит на сцене.
— Неужели нельзя восстановить декорации?
— Восстановить можно, но все будет по-другому. Спектакль -живое тело. Это «Тени исчезают в полдень» получится отретушировать. А спектакль — нет, второго такого не бывает.