РАБОТОСПОСОБНА, КАК ПЧЕЛА
— Лена, ты в кино ходишь?
— Нет, что вы! Я и по телевизору фильмы не смотрю, а слушаю, потому что работа в руках. Ой, давно уже и не слушала…
— А по магазинам любишь пробежаться?
— Бывает. Для того чтобы выбрать ткань для новой коллекции.
Она учится так, что была удостоена Президентской стипендии. А главное, творчески работает в сумасшедшем режиме: две авторские коллекции в год на конкурсы моды. Кроме того, подрабатывает: одевает танцевальные ансамбли, чтобы были деньги на ткани для авторских коллекций.
— Потрясающая работоспособность, — говорят о ней педагоги.
Но впечатления человека, замотанного заботами, Лена не производит. Симпатичная, живая, веселая, общительная. Работа-то у нее не рутинная, а та, о которой в детстве мечтают все девчонки, да не всем потом хватает таланта, фантазии и настойчивости, чтобы мечта воплотилась в жизнь.
Впрочем, Лена и не мечтала стать модельером. В художественную школу пошла вслед за подружкой, да не окончила обучения, потому что, говорит, скучно было рисовать одни натюрморты. Потом другая подружка стала работать моделью в Театре мод «Образ» Института сервиса. Лена стала ходить с ней на показы. Подружка потом сделала карьеру манекенщицы и сейчас работает в Италии. А Лене показалось гораздо интереснее не то, кто и как показывает моду, а то, что представляют модели. Училась в математическом классе и окончила свою 45-ю школу с серебряной медалью, но будущее связывала с дизайном одежды и потому после школы ходила на уроки композиции.
Ее родители инженеры-программисты, старшая сестра работает в банке. Когда пришел успех, в семье задумались о корнях дизайнерского таланта Лены. Пришли к выводу — это от дедушки и бабушек. Дедушка-выдумщик и в своем Доме мастер на все руки. Обе бабушки — рукодельницы, учили внучку вязать, плести, вышивать, да каждая по-своему. Коллекции Елены покоряют жюри помимо прочего еще и рукотворной красотой. В них очень много придумано и выполнено собственными «очумелыми ручками» такого, чему и терминов ещё не существует. Вышивка, аппликация, ткачество, набойки, перфорация — это не все, что Лена вытворяет с купленной в магазине тканью, прежде чем сшить из нее костюм. Ручная работа очень ценится в мире моды, но не так много желающих ею заниматься.
Ленины модели после первого же показа в 1999 году на региональном туре конкурса молодых дизайнеров «Smirnoff» уже не спутаешь с коллекциями других дизайнеров и узнаешь под самым неожиданным девизом. Угадывается авторский стиль по целому ряду примет. Модели Винидиктовой сложны, изысканны, в них нет следов небрежности, недоделанности, что характерно для молодежных конкурсов моды. У нее законченные работы, а не эскизы для будущего творчества. Она создает образы элегантных, даже шикарных женщин, в противовес тенденции к нарочитой расхристанности внешнего вида. Специалисты называют это «гламуром». Зрительницы аплодируют особенно горячо, потому что видят намек на роскошь, которой у нас всегда поклоняются. При этом могут не заметить авторской иронии: нынче, создавая роскошные туалеты, Елена высмеивала пристрастие к шику-блеску последовательниц завистливой Эллочки-людоедки. Коллекция недвусмысленно называлась «Вооружена и очень опасна». Пародийная нота превратила показ коллекции в маленький спектакль. Но кто хочет видеть на подиуме только одежду, а не шоу, не спектакли, не подтексты и не наброски будущих проектов, тоже не были разочарованы: туалеты были стильными и безупречно выполненными.
Вот хроника успехов Елены Винидиктовой.
1999 год. Коллекция «Трава и камни» заняла первое место на региональном конкурсе «Smirnoff». На московском финале — в десятке лучших.
2000 год. Коллекция «Лицом к лицу». Первое место на международном конкурсе дизайнеров одежды в Перми. Специальный приз регионального конкурса «Русский силуэт». Коллекция «Яблочный пирог» — первое место в Омске и второе — в Москве на национальном финале конкурса «Smirnoff». Приз — стажировка в Дании.
2001 год. Коллекция «Вооружена и очень опасна» заняла второе место на конкурсе «Адмиралтейская игла» в Санкт-Петербурге. Коллекция «Белые ирисы» — первое место на российском финале конкурса «Smirnoff» в Москве. Награды нынешнего года — еще одна стажировка в датской фирме «Suga furs» — к великой радости Елены. И главная — участие в мировом финале конкурса «Smirnoff» в Торонто.
ДЛЯ ТОРОНТО МОДЕЛИ БЫЛИ СЛИШКОМ ХОРОШИ
Из Торонто Елена вернулась недавно. Не победила, но сделала для себя очень важные выводы.
Она летела в Канаду одна, с предвкушением радостной встречи: в Торонто теперь живет ее первый преподаватель из института Людмила Тимофеевна Ляшева. Но в эпицентр событий доброго старшего друга не допустили, и Лена все-таки была на конкурсе одна.
— Наслушалась много глупых вопросов про Сибирь и медведей, почувствовала какое-то особенное, настороженное отношение к себе как к русской. Показалось, что к нам, представителям России, относятся так: они не такие, как мы, они чем-то нам опасны, и поэтому, как злых собак, их стоит задабривать, гладить. В Торонто жюри заранее просматривало все коллекции, и, видимо, решало, кого сделать победителем. Так вот после этого предварительного просмотра меня окружили исключительным вниманием, как ни одного другого участника конкурса. Щупали и рассматривали каждую деталь моих работ, спрашивали, как это сделано, удивлялись, восхищались. Целый день мы были изолированы от внешнего мира и под охраной, — Елена смеется, видимо, чтобы модельеров никто не похитил. И весь этот день мне говорили комплименты, казалось, дух победы носится в воздухе. А присудили ее дизайнеру из Новой Зеландии за эпатажную коллекцию «а ля Гальяно»: перья, ирокезы, синие костюмы с яркими цветами и «граффити».
Лена еще расстроилась, что выходить ей самой на подиум для поклона пришлось в рабочей «форме» — черной футболке с джинсами. Она поехала отвозить коллекцию, а переодеться в гостиницу уже не отпустили. Другие дизайнеры блистали в вечерних туалетах, а она… Шутит сегодня: «Зато сразу было видно модельера».
Конечно, весь этот праздник был настоящим стрессом. Но утром она подумала в гостинице: «А на свой ли конкурс я попала?»
Наверное, самая молодая из его участниц, она, действительно, привезла самую зрелую коллекцию. Уровня «от кутюр», тогда как требовалось в соответствии с традициями молодежного конкурса нечто более, скажем так, легкомысленное. Отсюда и повышенное внимание к удивившей всех загадочной девочке из России, работающей слишком всерьез. Так хорошо, как здесь и не было нужно».
Ну что ж, все надо уметь пережить: и успех, и ревность к нему, и лесть, и разочарования. Лена сказала себе: «Все нормально. Мне нужна была эта встряска».
Голова не кружится, подражать кому-то желания не появилось, работать — осталось. Действительно, все нормально, даже слишком: лучшая из молодых в России.
ПОЧЕМУ НЕ УЧАТ МОДНОЙ ГРАМОТЕ?
Она говорит: «Я иду не за модой, а параллельно ей».
— Лена, как ты думаешь, что такое мода: способ самовыражения, искусство, бизнес, женский каприз?
— Для меня — искусство.
— И тебе никогда не хотелось появиться в собственных эксклюзивных моделях, чтобы произвести впечатление?
— Что вы! Я от своих моделей так устаю, что мне кажется: носила их всю жизнь, хотя и не надевала на людях ни разу.
Сама Лена носит то, что просто, удобно и тепло. Рассуждает: «Вечерний туалет на картошку не наденешь, правда? А у меня жизнь — как картошка. Пашу. И раз такой образ жизни, я ношу чехлы и большие сумки, а не дамские сумочки. Люблю белые блузы, шарфы и шали. Надеваю то, что дарят. В Торонто мне Людмила Тимофеевна такую чудную синюю китайскую блузку подарила — будет в чем выйти в люди. А на приеме дизайнеров в Канаде я была в русской красной косоворотке — броско и просто».
Любая женщина в какой-то мере жертва моды. Немного интересоваться модой — значит, добавить краски в серые будни, а чрезмерное увлечение — это уже диагноз. Обратите внимание: сами дизайнеры одежды, как правило, вовсе модой не болеют. На подиуме предлагают дивные, недосягаемые образы, а собственным примером утверждают: будьте проще, не делайте из вещей фетиш. Елена Винидиктова тоже уверена, что не будучи богатым, можно выглядеть стильно. И наоборот: накупив дорогой одежды, нарядиться безвкусно.
Со вторым, говорю я, трудно не согласиться, примеры на глазах у всех. Но вот как волшебно совместить понятия «дешево» и «стильно»?
— А дело в грамоте, — отстаивает свое мнение Елена. — Белая, хорошо выглаженная рубашка и сумка, вашими руками сшитая, — вот, например, минимальные средства, чтобы хорошо выглядеть. Правда, обувь должна быть качественной, на обувь не стоит жалеть денег.
Она любуется коллекциями Ямамото, Кензо и Готье, из отечественных модельеров восхищается Андреяновой, Парфеновой, Чапуриным. Вот бы попасть к кому-нибудь на стажировку! Это вообще-то реально. Но самая главная забота сейчас — диплом.
А дальше хотелось бы, чтобы Ленина карьера развивалась в Омске, а не модные дома одной из двух столиц пополнились еще одним в Сибири открытым и здесь же выращенным талантом. У Винидиктовой, утверждающей в своих коллекциях идеал мега-женственности в противовес пошлой красивости многие омички захотели бы одеться.