Недавно в Омске имел место беспрецедентный случай российского масштаба: у нас начали судить самогонщиков. В постсоветской России еще не было судебных процессов над изготовителями народного зелья. Но наши правоохранительные органы отыскали-таки в новом Уголовном кодексе статью, по которой продавцам сивухи можно влепить до пяти (1) лет. Примечательно, что первое уголовное дело было возбуждено вскоре после того, как в Омске побывал Владимир Путин и, «сходив в народ», демонстративно отведал самогонки»
Первые ласточки
Не знаю, насколько это символично, но первыми ласточками, осужденными, по сути, за продажу самопала, стали 70-летняя пенсионерка и ее 40-летняя дочь. Их судили по статье 238 Уголовного кодекса части 2; «Выпуск товаров, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Это и есть та самая лазейка, которую нашли наши правоохранители.
Раньше, в советские времена, как известно, самогонщиков то и дело сажали за решетку. В новом Уголовном кодексе от 1997 года для них статьи не оказалось. До сих пор тех, кто продает самодельное зелье, привлекали только к административной ответственности, то есть штрафовали, предварительно конфисковав самогонный аппарат и вылив пойло. Производители зеленого змия воспринимали это как неизбежное форс-мажорное обстоятельство, уменьшающее их общий годовой доход. Варить из-за штрафов никто не переставал.
Изначально идея всерьез прижать самогонщиков возникла в недрах специализированного отдела по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции УВД Омской области.
— Варят на продажу ведь столько, что все уже заводнено самогоном, -объяснил мне свой побудительный мотив начальник СОКПиОАП Владимир Рябусов.
Милиционеры вместе с прокурорскими работниками внимательно прочли кодекс, проконсультировались в Генеральной прокуратуре и решили рискнуть. (Обдумывание и консультации заняли не меньше года.) Хорошенько прикинув, решили, что состав преступления теоретически есть у каждого торгующего самогонщика, продукция которого может причинить вред здоровью человека. Искать первопроходца долго не пришлось. На этом подпольном рынке с закрытыми глазами протягивай руку — и бери за шкирку. Попалась пенсионерка с дочерью. Они, по словам свидетелей, больше года продавали самогон.
Вести первое такое уголовное дело выпало следователю прокуратуры Ленинского округа Владиславу Бражникову.
— Поначалу у нас была сложность с экспертизой, — говорит следователь, — которая должна была подтвердить, что продукт содержит предельно допустимую норму вредных для здоровья веществ.
Проще говоря, эксперты были загружены другой работой. Ситуация изменилась, когда в экспертный отдел УВД области пришел новый специалист. Тогда и появился основной костяк доказательной базы. Эксперты дали заключение, что в изъятой у подследственных продукции содержание ядовитых веществ — альдегидов и метанола — в несколько раз превышает предельно допустимую норму.
Пока расследовалось первое уголовное дело, СОКПиОАП наработал еще несколько материалов. Но окружные прокуроры не спешили возбуждать уголовные дела: они смотрели, как пройдет суд. Пришлось милиционерам на время остудить пыл.
И милиция, и прокуратура чуть ли не с замиранием сердца наблюдали за этим процессом. Первый суд… оправдал пенсионерку и ее дочь на том основании, что они-де не зарегистрированы как предприниматели и не обязаны сертифицировать и лицензировать товар. Ленинская прокуратура опротестовала это решение в областном суде, который… направил дело на новое рассмотрение. И вот другой приговор: варившую самогон пенсионерку приговорили к двум годам лишения свободы, а помогавшую ей дочь — к одному году. Не пугайтесь — наказание назначили условно. Тюрьма им грозит, если возьмутся за старое.
Будет что выпить президенту
После этого приговора все облегченно вздохнули — и в результате в прокуратуре в разных округах уже возбудили больше десятка уголовных дел против распространителей самогона. Как говорится, процесс пошел.
Похоже, теперь на рынке самогоноварения следует ожидать существенных перемен. Начнем с того, что конкуренты наверняка будут закладывать друг друга. Скорее всего, повысятся цены -за риск. Но самое главное, что качество самогона от этого, возможно, в ближайшем будущем улучшится.
Дело в том, что от уголовной ответственности в этом случае можно уйти, если найти технологию, по которой содержание альдегидов и метанола не будет превышать допустимую норму. И такая явно существует, потому что из всех отправленных на экспертизу проб самогона 30 процентов по содержанию вредных веществ не превышали «криминальный максимум». Так что окончательно у народа дешевую выпивку не отберут. И будет еще что президенту на стол поставить.