Кстати, уходящий 2001 год, когда город жил без бюджета до июня, стал вообще «рекордным». Но причины таких проволочек были, как известно, политическими, мало зависящими от депутатов. Нынче же, с исчезновением противостояния между городом и областью, удалось выстроить четкую эстафету принятия бюджетов: сначала федеральный, затем — областной, и, наконец, городской.
Ну, а депутаты городского совета сделали максимум для того, чтобы эта эстафета не прервалась. До предела насыщенной была работа комиссий, в которых обсуждались поправки к бюджету. А на итоговом пленарном заседании объединили принятие документа во втором и третьем чтениях. На этом заседании непривычным для сторонних зрителей было почти полное отсутствие полемики по той или иной строке бюджета. Наверняка бурные споры были, но все они остались «за кадром», и к консенсусу удалось прийти еще в ходе работы комиссий.
Принятый бюджет так же, как и областной, стал бездефицитным, дисбаланса между доходами и расходами в нем нет. Общая сумма — около трех миллиардов рублей — примерно такай же, как в городском бюджете-2001. Однако здесь надо учесть, что часть расходов область впервые недвусмысленно взяла на себя.
— Вообще, к названным трем миллиардам надо прибавить еще миллионов 500, — объясняет заместитель председателя городского совета Олег Соседов. — Так, примерно 225 миллионов рублей обещают выделить из областного дорожного фонда. Кроме того, областной бюджет однозначно берет на себя в 2002 году финансирование жилищных субсидий.
Главной же сложностью при работе над городским бюджетом Олег Соседов называет то, что расходы на ЖКХ были в проекте прописаны областью из расчета на то, что население уже в 2002 году будет оплачивать 90 процентов стоимости обслуживания жилья и расходов на коммунальные услуги.
— Если бы мы приняли расходы на ЖКХ в этом виде, то пришлось бы повышать в будущем году все тарифы, — говорит Олег Соседов. — Но депутаты считают, что и сегодняшние тарифы до 70 процентов от себестоимости (при оплате за горячую воду и отопления) для многих омичей весьма обременительны, а то и непосильны. Поэтому мы изыскали в проекте бюджета внутренние резервы, чтобы тарифы можно было не повышать.
ЖКХ стало, наверное, главной головной болью депутатов при принятии бюджета. В идеале на жилищно-коммунальную сферу нужно в десятки раз больше средств. Прежде всего на ремонт приходящих в негодность жилья и коммуникаций. Увы, взять такие деньги негде. Поэтому депутаты приняли решение: все сверхштатные доходы бюджета в 2002 году направлять прежде всего на нужды ЖКХ. Впрочем, при всех сложностях, удалось сохранить социальную направленность бюджета будущего года. Самое главное — в нем полностью предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 1, 82 раза. А при рассмотрении расходов на образование депутаты добавили 2 миллиона к заложенным в проекте 500 тысячам на компьютеризацию школ. Не остались без внимания и КТОСы — основа местного самоуправления города. Принимая последние поправки, депутаты выделили общественным организациям 5 миллионов рублей.
Конечно, по многим статьям бюджетных расходов хотелось бы большего. Но реалии сегодня таковы, что на местном уровне остается все меньше налоговых поступлений. А значит, и верстать местные бюджеты становится все труднее. Но горсовет, по словам Олега Соседова, постарался сделать все от него зависящее, чтобы жизнь омичей в 2002 году была как можно более сносной.