5 декабря 2001 года в экономическом комитете области состоялся «круглый стол» «Обувь. Законодательство и интересы малого бизнеса». Его организатором выступила Омская торгово-промышленная палата. В ходе него выяснилось, что отношения частных предпринимателей со службой «Независимая экспертиза Омской ТПП» далеки от идеальных. Бизнесмены недовольны тем, как ТПП проводит экспертизу обуви, которую приносят недовольные покупатели. Однако специалисты палаты считают, что работают в соответствии с законодательством и ГОСТами, которые, правда, как говорят предприниматели, уже давно морально устарели и не соответствуют мировым стандартам и технологиям.
Шпильки и ГОСТ -вещи несовместные
В этом году в службу «Независимая экспертиза Омской ТПП» поступило 640 заявок от потребителей. 490 обращений связано с качеством обуви, купленной в магазинах и на рынках. Как правило, покупатели обращаются в службу после того, как забракованный ими товар отказываются принять в магазине. Брак бывает различный: отошла подошва, лопнула кожа, сломался замок, треснул каблук, погнулась пряжка и другое. Экспертиза нужна, чтобы доказать, что все эти поломки носят производственный «характер. Иначе испорченную обувь просто не примут обратно в магазин. Специалисты ТПП, руководствуясь своими инструкциями и российскими ГОСТами, проводят экспертизу досконально. Проверке подвергается не только сломанный каблук, на который жалуется, например, потребитель, но и все остальное. При этом выявляется еще с десяток недоделок производственного характера. Потом пишется заключение, суть которого сводится к тому, что обувь вообще непригодна к носке.
Без лабораторных исследований такие выводы звучат голословно. К сожалению, отмечают предприниматели, специалисты ТПП чаще всего делают свои заключения на основании органолептической экспертизы, что, по сути, равносильно тому, как если бы врачи ставили диагноз на глазок. Служба «Независимая экспертиза Омской ТПП» с таким мнением не согласна. Есть ГОСТы, которым должна соответствовать вся обувь, и есть инструкция, которая предписывает проверять не только недостаток, выявленный» покупателем, но и товар целиком. Стоит сказать, что представители торгового дома «Форум» на «круглом столе» представили другую инструкцию, регламентирующую деятельность российских ТПП. Согласно ей, эксперты должны проверять только брак, обнаруженный потребителем. Иначе, действительно, с обувного рынка можно убрать вообще всю импортную обувь.
Зарубежные технологии производства обуви намного опережают российские и сегодня зачастую не соответствуют нашим ГОСТам. Тем не менее федеральный Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», который действует с 1995 года, требует, чтобы ввозимая из-за рубежа продукция соответствовала российским госстандартам. Правда, те же эксперты из ТПП согласны с тем, что наши ГОСТы давно устарели. Вот и получается, что по ГОСТу каблук должен крепиться к подошве пятью-шестью гвоздями. Изящные туфельки на тончайшей шпильке в ГОСТ не вписываются, но все равно продаются, поскольку сертификацию такая обувь проходит. А если есть сертификат, значит, туфли соответствуют российским нормам безопасности. Правда, когда каблук нечаянно сломается, этим туфлям неизменно поставят диагноз: непригодны для носки.
Возьмите у них брак и выдайте другой
Вся забракованная обувь обязательно возвращается в магазин. Возмещение убытков ложится на плечи предпринимателей. А это — потери. Избежать их, по мнению специалистов, можно, если грамотно составлять договоры с производителями или поставщиками обуви. Но, как оказалось, и здесь все не так просто. Производитель может принять бракованную пару обуви, вернуть за нее деньги, но в том случае, если производственный недостаток был обнаружен во время гарантийного срока. Предприниматели, как правило, дают на обувь гарантию, которая не превышает гарантийного срока, установленного производителем. Но закон о защите прав потребителей позволяет возвращать обувь продавцу в течение двух лет с момента покупки. Только при этом надо обязательно доказать, что сапожки развалились не из-за того, что старенькие, а из-за того, что производитель оказался никудышный.
На «круглом столе» прозвучала история о том, как одна женщина купила сапоги в ноябре прошлого года, а в ноябре этого года у нее треснула подошва. И она пошла с сапогами в магазин, заявила претензию. Органолептическая экспертиза доказала, что брак производственный. Хотя она сама сказала продавцу, что сушила свои сапоги на батарее, а потом вышла на мороз. Надо сказать, что покупатели все чаще стали пользоваться некоторыми пробелами российского закона о защите прав потребителей. Не так давно даже появился термин «покупатели-экстремисты». Действуют такие следующим образом.»
Покупают зимние сапоги. Носят их всю зиму. Потом находят какой-нибудь незначительный брак и несутся в магазин с просьбой заменить эту пару обуви на другую. Магазин, чтобы не ронять свой престиж и не вступать в конфликт с потребителем, принимает сапоги как бракованные, меняет их, по просьбе покупателя, на демисезонные. К лету выясняется, что и весенние ботиночки ни к черту. В итоге такой ловкий покупатель оказывается с новыми туфлями или, сандалиями. Таких примеров в ходе «круглого стола» предприниматели «привели очень много. Один мужчина, например, несколько раз менял кроссовки, у которых лопалась подошва. В конце концов выяснилось, что он щеголял в них по морозу, то есть нарушал условия эксплуатации именно этого вида обуви. Предприниматель, раскусив это, просто-напросто взял с мужчины расписку, что он -никогда не будет покупать кроссовки этой фирмы в его сети магазинов.