АЛЕКСАНДР МЯСНИКОВ: "МОЙ ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ЕЩЕ ВПЕРЕДИ"

АЛЕКСАНДР МЯСНИКОВ: «МОЙ ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ЕЩЕ ВПЕРЕДИ»

Если на федеральном уровне основной кузницей кадров стал родной город нового президента Санкт-Петербург, то в наших краях после избрания мэром Евгения БЕЛОВА наблюдается кадровый переток руководителей АК "Омскэнерго" в городскую администрацию

Особенно активно этот процесс пошел после утверждения в должности генерального директора энергокомпании Александра АНТРОПЕНКО. Ничего плохого в этом нет, только вот не покидает ощущение, что Омскэнерго теряет больше, чем находят муниципальные структуры от этих кадровых перестановок. Одним из наиболее значимых ноябрьских кадровых событий стала отставка директора МПЭП «Омскэлектро» Льва ЕВЧЕНКО, которого безуспешно несколько раз пытался снять старый мэр, и назначение на эту должность Александра МЯСНИКОВА, который почти полгода возглавлял Омскэнерго. «KB» решили расспросить нового директора Омскэлектро о том, как ему работается на новом месте.

— Александр Иванович, прямо не знаю, то ли поздравлять вас с новым назначением, то ли посочувствовать по поводу того, что новая должность по статусу ниже той, которую вы занимали совсем недавно. С каким чувством вы сами восприняли свое назначение?

— Решение переходить сюда из Омскэнерго было принимать очень трудно. Но никакой обиды по поводу того, что не меня утвердили генеральным директором АК «Омскэнерго», не испытываю. Чем больше думаю об этом, тем больше утверждаюсь во мнении: а может, мне даже морально легче, что не я стану «реформатором» омской энергосистемы. Грядет масштабная реорганизация, которая прокатится по судьбам рядовых энергетиков. Поэтому мне хочется пожелать нынешнему генеральному директору Омскэнерго Александру АНТРОПЕНКО удачи в его многотрудное деятельности. И вообще я считаю, что мой звездный час еще впереди.

В Омскэнерго пока только изучаются сценарии будущей реорганизации, в Омскэлектро тоже намечена реорганизация, которую придется проводить мне. После полугодичного исполнения обязанностей генерального директора Омскэнерго для меня «белых пятен» в омской энергосистеме не осталось, все ее механизмы понятны. Здесь больше производства, хотя финансово-сбытовая составляющая тоже значительна. Именно Омскэлектро по своим сетям поставляет электроэнергию всем городским потребителям, кроме крупных промышленных предприятий, так что работы — непочатый край.

— Как вас встретили в коллективе, собираетесь ли проводить кадровые перестановки?

— Я сразу заметил, что здесь коллектив дружный, сплоченный, очень работоспособный, спайка чувствуется. Что касается перестановок, то я вообще не сторонник резких волевых кадровых решений. Когда возглавлял Омскэнерго, не поменял ни одного человека, но здесь, видимо, так не получится. Главный инженер Омскэлектро Михаил ДУДКИН нарушил прямое распоряжение мэра, поэтому после возвращения из отпуска будет уволен. Заместитель директора по экономике Александр СИДОРОВ заявил, что не хочет работать с новым директором, но сейчас по общепринятому здесь правилу находится на больничном.

Все, кто захочет работать со мной согласно требованиям, которые выдвигаю даже не я, а время, останутся. Прежнему директору Льву ЕВЧЕНКО от коллектива впору памятник поставить за то, что бесплатно раздавал квартиры работникам все эти годы, но фактически это были прямые финансовые нарушения. Хотя существуют другие схемы решения этих важнейших вопросов. Мне в наследство осталось незавершенное строительство на 45 млн. рублей, которые висят на забалансовом счете предприятия, теперь нужно решать, что с ним делать. Жить придется по средствам, прежних финансовых вольностей не будет, наверное, в коллективе кому-то это не понравится, но по-другому не получится.

— Вот уже больше года, как у Омскэлектро арестованы счета из-за долгов в федеральный бюджет.

Как собираетесь выходить из этой ситуации?

— Задолженность по налогам здесь тянется с 1997 года, когда была патовая ситуация в денежном обращении. Я первым делом запретил в Омскэлектро все зачетные схемы, ведь именно из-за них накапливаются налоговые долги. Когда три года назад Омскэлектро перешло от покупки и перепродажи электроэнергии на долю в тарифе, налоговая база резко уменьшилась. Но деньги в долевое строительство и другие проекты предприятие вкладывать продолжало, вот и пришло к тому, что счета арестованы, а все имущество передано в муниципальную казну, чтобы не арестовали.

Постепенно начинаем выходить из этой сложной ситуации: договорились с налоговой инспекцией о реструктуризации старого долга, но для этого нужно своевременно платить текущие налоги. Я ознакомился со списком дебиторов Омскэлектро, уверен, что сумеем добиться, чтобы все рассчитались, даже федеральные структуры. Кто не сумел выжить в тяжелые экономические времена, тех среди должников практически уже нет, а тех, кто остался на плаву, заставим рассчитаться. Всех абонентов я хорошо знаю по Омскэнерго, так что перспективы хорошие.

— Как будете выбивать деньги? С помощью рубильника?

— Практика доказала, что отключение не всегда дает положительный результат, иногда теряешь больше, чем находишь. Так что к рубильнику прибегать нужно только в крайнем случае. К примеру, у Омскэнерго есть постоянная задолженность перед Омскэлектро за транспортировку, так что же, теперь отключать поставщика электроэнергии? А вообще, надеюсь, худшие времена позади, об этом говорят показатели энергопотребления. Если есть рост потребления по промышленным предприятиям, то и во всех остальных структурах оно увеличивается.

По населению ситуация с расчетами за электроэнергию в целом улучшается, но у больших массивов свои законы. Среди омичей есть 7-8 процентов, которые не будут платить никогда, и зачастую не столько из-за отсутствия денег, а по другим причинам. Кому-то просто некогда ходить на почту, чтобы расплатиться, поэтому должны появиться другие схемы расчетов. Надеюсь, что рано или поздно появится единый расчетный центр, который возьмет на себя работу с населением по всем коммунальным платежам. А пока надо самим налаживать нормальные партнерские отношения с потребителями.

— Немало проблем в прошлом году Омскэлектро добавило присоединение к нему Омскгорсвета. Получилось, что предприятие само себе должно поставлять электроэнергию на освещение города. Пытаетесь ли найти выход из этой ситуации?

— Выход безусловно, есть: просто финансирование наружного освещения в полном объеме должно быть заложено в городском бюджете. Ну а мы должны строго вести раздельный учет затрат. У департамента финансов основная задача -сэкономить бюджетные деньги, а у Омскэлектро -получить полное финансирование службы наружного освещения, нужно искать консенсус. В районах области эта проблема стоит еще острее, поэтому наружное освещение поселков и деревень нужно передать районным электросетям. Лучшим выходом было бы, если бы наружное освещение могло существовать за счет доли в энерготарифе, но РЭК на это пока идти не хочет.

В этом году в Омске дополнительно установлено пять тысяч светильников, смонтировано 43 км кабеля «Торсадо», все приобретено на бюджетные деньги. Этот кабель бесполезно воровать: изоляция с него не снимается, а пункты приема цветметалла его не принимают. Раньше «Торсадо» покупали во Франции, но в прошлом году его выпуск наладил Шелеховский завод. Аудиторская проверка подтвердила, что Омскэлектро теряло 30% на приобретении импортного кабеля, поэтому мэр Евгений БЕЛОВ запретил прежнему директору приобретать кабель во Франции. Однако Лев ЕВЧЕНКО нарушил это указание и продолжал привозить «Торсадо» из-за границы. Я бы тоже Хотел съездить в Париж, увидеть Париж и не умереть — там очень красиво. Но покупать нужно не там, где красиво, а там, где дешевле.

— В последние несколько лет городская администрация решала свои проблемы за счет муниципальных предприятий. Так, Омскэлектро не раз оформляло кредиты в Сбербанке, которые шли на погашение долгов по зарплате городским бюджетникам, принимало ведомственные электросети без всякой компенсации. Продолжается ли эта порочная практика сейчас?

— Промпредприятия не могли содержать жилье и коммуникации и сдавали их городу. К примеру, Омскшина под Омскэлектро заплатила городу 12 млн. рублей за прием своих электросетей, но до предприятия не дошло ни копейки. Кто не сумел передать жилье, тот его просто бросил на произвол судьбы. Брошенное жилье было принято на баланс города, а электросети и другие коммуникации оказались в подвешенном состоянии. Предприятия, у которых энергохозяйство стояло на балансе, ликвидируются, а кабели и трансформаторы, получается, ничьи. Такая ситуация в поселке Дальнем, где развалился ОСДСК, в поселке 8-го кирпичного завода.

Омскэлектро регулируется РЭК, но, несмотря на неоднократные обращения, в тариф не заложены затраты по принятию на баланс бесхозных сетей. Мы должны иметь 5-7 процентов рентабельности, как минимум, чтобы нормально выполнить свои производственные функции, а пока приходится восстанавливать брошенные сети без всякой компенсации, усугубляя и без того тяжелое финансовое положение Омскэлектро. Эти затраты не учитываются в тарифе, а предприятие лишается своих резервов. В РЭК есть полный перечень принятых объектов, нужно сразу реагировать на появление дополнительных затрат и вносить изменения в тариф на транспортировку. Установить источник компенсации затрат — это прежде всего политическое решение, ведь люди, живущие в брошенных домах, не виноваты и должны бесперебойно получать электроэнергию. Хорошо бы планировать эти расходы исходя из статистики потребления, тогда бы не возникало проблем с налоговыми органами.

Еще одной проблемой стала исторически сложившаяся система энергоснабжения города. В транзите электроэнергии оказались задействованы промышленные предприятия. Нагрузки росли, а схемы, предусмотренные как временные, оставались более чем постоянными. Пока предприятия крепко держались на ногах, все было более-менее нормально, а как только денег стало не хватать, состояние внутренних электросетей стало стойкой головной болью директоров. Если о производственных сетях еще заботятся, то в тех, через которые запитаны жилые кварталы, предприятия вообще не заинтересованы. К примеру, через «Релеро» на одной нитке сидит целый микрорайон, подобная ситуация на «Сатурне», ПХБО «Восток» и других предприятиях. Кабель и прочее энергохозяйство там до предела изношены, так что недалеко до крупной аварии, в результате которой тысячи людей могут остаться без электричества. Нужно срочно решать: либо все коммуникации передаются на баланс Омскэлектро, либо сами предприятия их восстанавливают и отвечают за надежность электроснабжения.

— На что, кроме работы, у вас находится время?

— Только на работе нельзя замыкаться, поэтому летом стараюсь играть в теннис, волейбол, зимой хожу на лыжах. Еще зимой люблю купаться в снегу, раньше возле санатория «Мечта» из трубы текла теплая вода: постоишь под ней — и в снег… Эффект для здоровья колоссальный. Часто хожу в Музыкальный театр, Концертный зал, реже — в драмтеатр и «Пятый театр».

Летом стараюсь заниматься огородничеством на даче, нравится мне этот процесс. В Якутии удавалось выращивать дыни и арбузы. В этом году лето выдалось очень благоприятным для овощей, но мне было не до них, поскольку исполнял обязанности генерального директора Омскэнерго. Но даже без моего активного участия неожиданно выросла одна тыква больше 70 сантиметров в диаметре. И вообще мир удивительно разнообразен, не надо забывать об этом.