В ОДИНОЧКУ "ПОЛЕТ" С АН-70 НЕ СПРАВИТСЯ

В ОДИНОЧКУ «ПОЛЕТ» С АН-70 НЕ СПРАВИТСЯ

Российским авиазоводам, участвующим в проекте Ан-70, запрещено контактировать с европейским консорциумом "Airbus"

18 декабря 2001 года в Омске состоялось совещание, на котором были обсуждены реальные перспективы выпуска «авиагрузовика XXI века» Ан-70. В сентябре 2004 года первый самолет, изготовленный на ПО «Полет» должен подняться в небо. В ином случае европейский консорциум «Airbus» со своим самолетом А-400 может поставить крест на перспективах российско-украинского проекта.

В работе совещания приняли участие практически все заинтересованные стороны — от разработчика в лице генерального конструктора АНТК «Антонов» Петра БАЛАБУЕВА до госзаказчика в лице зам. Главкома ВВС России Юрия КЛИШИНА. 22 руководителя разного ранга со всех концов страны на час удалось собрать в здании администрации Омской области. Заседание возглавил губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ, начавший встречу достаточно резко:

— Медовый месяц в наших взаимоотношениях прошел, время убеждений, клятв и выражений взаимной любви миновало, пришло время согласованной работы всех участников проекта.

В тон губернатору продолжил первый заместитель генерального директора агентства «Росавиакосмос» Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ:

— Никто никого за руку в эту программу не тянул. Программа Росавиакосмоса освоения в производство Ан-70 по-прежнему является основой для дальнейшей работы, и руководство агентства считает, что договор о тендере нельзя подвергать ревизии. Необходимо соблюдать обязательства бюджетов всех участников проекта. Мы все здесь собрались, чтобы согласовать свои действия и удешевить производство, чтобы максимально быстро сделать первый самолет.

Три месяца, истекшие с момента подведения итогов тендера в Омске, ушли в основном на получение лицензии на производство Ан-70. В ближайшие недели АНТК «Антонов» должно передать в Омск оставшуюся часть документации, что позволит наконец-то заключить с Министерством обороны России контракт на изготовление первых трех машин. График работ составлен таким образом, чтобы в сентябре 2004 года первый Ан-70 поднялся в небо. Главной проблемой, как и предполагалось, станет финансирование проекта. По словам главного инженера ФГУП «ПО «Полет» Григория МУРАХОВСКОГО, первоначальное технико-экономическое обоснование пришлось изменить в силу изменившихся условий:

— Первоначально ТЭО рассчитывалось с условием, что до 2010 года будет оплачен выпуск 38 самолетов. Сейчас этот план сократился до 14 машин. Соответственно меняются объем и график финансирования, большую часть денег от этого задания необходимо получить при постройке первых машин. Мы прекрасно понимаем, что если большинство комплектующих мы будем делать самостоятельно, то период изготовления значительно растянется, поэтому мы посетили все авиазаводы России и определились с предприятиями, где можно размещать заказы.

Отпусти свой хлеб ко водам

В числе подрядчиков Воронежский авиазавод, который, вероятно, займется изготовлением крыла Ан-70 и деталей обшивки самолета сложной геометрической формы из композитных материалов. По словам генерального директора ВАСО Вячеслава САЛИКОВ, его специалистам технология изготовления понятна:

— Сейчас самое главное, чтобы на руках были контракты на выпуск 3-5 машин. Под эти контракты можно найти инвесторов, только в этом случае банки дадут займы. Но это не только наша внутриотраслевая проблема, но и государственная. Данные пилотные проекты должны интересовать не только нас, но и правительство. Одна номенклатура узлов и агрегатов чего стоит — более 1 тысячи 200 позиций. Считаю, что необходимо обратиться к президенту с просьбой об организации льготного режима работы хотя бы для выпуска первых машин.

Губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ заверил, что он сделает все от него зависящее, но при этом обратился к руководителям «Полета» с жестким требованием:

— Завод должен вести себя очень корректно, чтобы это совещание не было последним, не надо сжигать за собой мосты. Надо предлагать привлекательные условия для интеграции авиазаводов, даже если это приведет к росту затрат на головном предприятии, на «Полете». Главное — не споткнуться на коммунальных разборках — кто кому и сколько должен. Идеология создания этой машины несоизмеримо выше, чем просто производство.

Обещал жениться, но передумал

Чем дальше, тем все больше политики в проекте выпуска Ан-70. Против российско-украинского авиагрузовика сейчас играют два фактора: время и деньги. Масса времени была потеряна, когда АНТК, надеясь на крупный заказ от бундесвера, в течение нескольких лет давало возможность зарубежным специалистам достаточно подробно ознакомиться с документацией на Ан-70. В результате контракт так и не был подписан, а в этом году на московском авиасалоне «МАКС-2001» европейский консорциум «Airbus» устроил презентацию якобы собственного проекта авиагрузовика короткого взлета и посадки А-400 М. Поразительное внешнее сходство с Ан-70 заметили все присутствующие. Второй фактор — деньги. Можно не сомневаться, что из тех же политических соображений запланированные $ 9 млрд. на разработку, европейский консорциум найдет за короткое время, тем более что консолидированный капитал участников проекта А-400 на втором месте в мире после американского «Boeing». По мнению генерального конструктора АНТК «Антонов» Петра БАЛАБУЕВА, в этой ситуации дальнейшее промедление может привести к бессмысленности реализации проекта:

— Создание нового европейского авиационного консорциума — это политический ход. Они с нами целуются на презентациях и официальных встречах, а дело не двигается. Они сознательно идут на экономически неоправданные расходы — по последней информации, первые А-400 будут стоить под $ 120 млн. Наша машина здесь вне конкуренции со своей ценой около $ 50 млн. По моим данным, Россию сейчас пытаются активно вовлечь в строительство А-400. На истосковавшиеся по заказам предприятия приезжают посредники и пытаются заключать разного рода контракты. Поэтому всем авиазаводам, так или иначе задействованным в выпуске Ан-70 запрещено контактировать с «Airbus». Вопрос ускорения сборки первых наших машин крайне важен.

Итогом двухдневного совещания в Омске стало составление и подписание графика выполняемых работ. Не исключено, что его параметры будут еще меняться неоднократно, но главное в этом документе уже не обсуждается — срок взлета первого Ан-70, собранного в Омске. Политики заказали осень 2004 года.