Если мне скажут, что кто-то любит платить налоги, то я буду сильно удивлен. Однако большинство граждан скрепя сердце делятся с государством, ну а теми, кто отказывается выполнять налоговые законы, занимается налоговая полиция. В городском отделе УФСНП по Омской области есть отделение розыска, которое занимается розыском злостных налогонеплательщиков. В 2000 году из 22 человек, находившихся в розыске, нашли 11, а за прошлый — 15 из 21.
И заграница не спасает
Среднестатистический гражданин, по большому счету, толком не знает, чем занимается налоговая полиция. Демонстрируемые на всю страну «Маски-шоу» и непрерывные операции внедрения в сериале «Маросейка, 12», к которому омские полицейские, к примеру, относятся весьма скептически, это даже не вершина айсберга, а так, только самая макушка. Давайте слегка приоткроем занавес неизвестности и посмотрим, чем занимается одно из подразделений омского городского отдела налоговой полиции. В отделении розыска работает всего несколько человек, все — бывшие сотрудники уголовного розыска, но делать умудряются довольно много.
— Мы ищем конкретную личность, особо не вникая в то, за что и сколько кто должен, чем занимался раньше, и этот принцип пока не подводил, — рассказал начальник отделения розыска Евгений СЕРДЮК. — Наше дело — доставить следствию уклоняющегося от уплаты налогов или обеспечить, чтобы он рассчитался. Нередко в ходе следствия предварительные суммы задолженности по налогам в дальнейшем не подтверждаются, а люди бегают по всему свету, уклоняясь от разбирательства.
Действительно, где только не приходится разыскивать омских уклонистов. Вот уже два года отделение розыска сотрудничает с Интерполом, только вот толку от этого не так много. Вот несколько эпизодов из работы отделения розыска в прошлом году, когда злостных налогонеплательщиков удалось отыскать за рубежом. Андрей ТКАЧЕНКО в 1998 году задолжал по налогам всего-то 40 тысяч рублей и уехал в Америку. Правда, по линии милиции на нем висело мошенничество, связанное с одним из омских мясокомбинатов, но эти прегрешения налоговых полицейских не интересовали. Удалось установить номер его американского телефона, но связаться с ним оказалось сложно.
Когда вызвали на беседу родителей ТКАЧЕНКО, те, как водится, ушли в полный отказ: про сына-де ничего не знаем. Тогда розыскники предложили им позвонить сыну по установленному номеру телефона, чему родители были весьма удивлены. После долгих переговоров удалось убедить родных уклониста, что 40 тысяч рублей не та сумма, ради которой нужно прятаться в Америке, не имея возможности приехать в нашу страну. Долги сына по налогам его родители погасили, дело было прекращено.
А омский предприниматель Матвей уехал на ПМЖ в Германию, хотя здесь за ним числился налоговый долг в 4 млн. рублей. Розыскники выяснили его номер телефона, позвонили ему и сообщили, что он находится в федеральном розыске. Оказалось, что он проходит там курс лечения. Он выслал все документы, интересующие следствие, и каждую неделю звонит в омский отдел налоговой полиции.
Через Интерпол удалось разыскать на Украине омского предпринимателя Николая КОЛОМИЙЦА, который задолжал по налогам 218,5 тысячи рублей. Его также разыскивала и милиция за мошенничество: он «кинул» немало фермеров в Тюкалинском и Называевском районах, беря у них молоко и не рассчитываясь. КОЛОМИЕЦ отсиживался в Днепродзержинске, но и его нашли.
Больше года налоговая полиция искала неоднократно судимого ИХСАНОВА, который не заплатил налогов на триста тысяч рублей и уехал в Казахстан. Раньше запросы в соседнее государство приходилось направлять через Москву, но казахстанские коллеги не торопились с ответом, поэтому налоговым розыскникам пришлось действовать самостоятельно. Удалось выяснить, что разыскиваемый в Казахстане сменил свою фамилию на фамилию жены. По оперативной информации, он должен был приехать в Омск всего на один день, думая, что под другой фамилией будет в безопасности. Но напрасно надеялся, его уже ждали и взяли на квартире, ему пришлось отвечать за налоговые прегрешения. А сегодня проблема розыска в Казахстане решена: после подписания в апреле соглашения об обмене информацией между налоговыми полициями двух стран.
Пародия на плохой детектив
Отделение розыска как бы символизирует принцип неотвратимости наказания. Но порой его работников удивляет, что, задолжав по налогам даже приличные суммы, разыскиваемые тратят гораздо больше, чтобы скрыться от налоговой полиции. Особенно показателен пример с бывшим директором торгово-ярмарочного комплекса «Сибирь», который скрывался в Екатеринбурге, Ташкенте, Москве из-за 400 тысяч рублей.
Правда, кроме налоговой полиции, им интересовался отдел по раскрытию заказных убийств, так что, может, он не из-за налогов бегал. Почти все разыскиваемые в разводе, но своих жен не забывают. Жена разыскиваемого, сама процветающий предприниматель, после бегства бывшего мужа тоже от всех скрывалась. В свою квартиру не пускала даже газовиков, так что они в конце концов отключили газ, спать ложилась, только сдав квартиру на сигнализацию, боялась собственной тени. Но на день рождения бывшего мужа в Москву решила съездить в декабре прошлого года.
Сотрудникам отделения розыска пришлось поиграть тогда в шпионов. Бывшая жена незадолго до вылета сдает свой билет и покупает на более ранний рейс. А следовавшим за ней оперативникам стоило большого труда улететь вместе с ней. В самолете они сидели рядом с ней, но она об этом даже не догадывалась.
Прилетев в Москву, гражданка села во встречавшую ее машину, которая несколько часов петляла по городу, скрываясь от возможной слежки. По мнению омских оперативников, следовавших за ней, возили ее бывшие сотрудники правоохранительных органов — уж больно профессионально действовали. С именинником бывшая супруга так и не встретилась и вечером того же дня улетела в Омск. А омские пинкертоны задержались в Москве, провели расследование.
А взяли бывшего директора ярмарки уже их московские коллеги с Маросейки, 12: 8 марта прошлого года он пришел поздравить свою дочь, тут его и повязали. Все долги государству он вернул, а потратил на конспирацию, пока скрывался, никак не меньше. Стоили ли те недоплаченные 400 тысяч рублей десяти месяцев игры в прятки.
Немало побегал и омский предприниматель Иван СВИСТУНОВ, недоплативший налогов на 206,5 тысячи рублей. Кроме налоговой полиции, его разыскивало Любинское УВД: у хозяйств Любинского и Марьяновского районов он брал зерно на реализацию и не рассчитывался, всего задолжал около 3 млн. долларов. СВИСТУНОВ был отпущен на свободу под залог. Но вскоре пустился в бега. В конце прошлого года из Москвы пришло сообщение о том, что СВИСТУНОВ взял билет до Омска. Налоговые оперативники 1 января прошлого года встречали его на вокзале, но оказалось, что он, почуяв неладное, сошел в Называевске.
Кроме милиции и полиции, за махинации его разыскивали и бандиты, нанятые потерпевшими. Под их прессинг попала жену СВИСТУНОВА. А взяли СВИСТУНОВА все же налоговые полицейские с Маросейки, 12 9 апреля прошлого года и этапировали в Омск, где им вплотную занялись следователи.
Из 15 разыскиваемых в этом году беглецов от налогов в тюрьме сидит только один Владимир ЗИМИН. За ним, кроме 64 тысяч налоговой недоимки, тянется целый уголовный шлейф: покушение на убийство, вымогательство… Вообще ЗИМИН фигура приметная: в прошлом известный омский культурист, в настоящем значится в РУБОПе как член ОПГ. 28 июня прошлого года дело ЗИМИНА рассматривала коллегия областного суда, на которой было вынесено определение изменить меру пресечения с подписки о невыезде на арест. Поняв в ходе процесса, что его ожидает, ЗИМИН потихоньку ушел из зала суда и подался в бега.
Наблюдение за родственниками ЗИМИНА вывело сотрудников отделения розыска на квартиру, где тот скрывался. Сын разыскиваемого, опасаясь слежки, играл в шпионов: ездил исключительно на красный свет, по встречной полосе. Но все меры предосторожности не помогли, после нескольких бессонных ночей оперативники 3 декабря прошлого года задержали ЗИМИНА. Причем появление оперативников было для него неожиданностью, ведь всего-то в магазин вышел, при этом обошел вокруг дома, проверяя нет ли «хвоста». В кабинете налоговых полицейских у задержанного случился сердечный приступ, пришлось везти его в больницу. Нынче без страхового полиса не лечат, позвонили родственникам, чтобы привезли. Сразу приехали члены семьи ЗИМИНА, его адвокат и еще какие-то крепкие молодые люди. Ну а из больницы его-таки отвезли в СИЗО, где ЗИМИНА встретили как родного, а он сказал: «Наконец-то я отдохну, так устал, дайте мне тихую хату».
И к чему такая жизнь?
Сотрудники отделения розыска порой даже недоумевают: и зачем из-за относительно невеликих сумм их клиенты столь рьяно прячутся. В основном долги по налогам не превышают 500 тысяч рублей, чтобы их накопить, нужно получать гораздо больше. Ведь речь идет об официально зафиксированных заработках. Так зачем обрекать себя на жизнь вне закона, когда нельзя ни с родными открыто повидаться, ни в поезде-самолете путешествовать по своим документам?
Один из разыскиваемых скрывался в Москве, пришел за справкой в милицию, а его, как числящегося в федеральном розыске, посадили в кутузку. Теперь каждую неделю сам звонит в Омск, докладывается и обещает рассчитаться. Всего за три года существования отделения было 40 дел по розыску, больше всего тут запомнили дело № 3. Сумма долга в нем фигурировала смешная — 12,5 тысячи рублей, но не из-за нее пустился в бега владелец одной омской фирмы. Кстати, дела № 1 и № 2 касались главного бухгалтера и директора этой фирмы, но их быстро нашли. Эта фирма не вернула крупный кредит одному банку, так что ее владельца разыскивала и служба безопасности банка.
В ходе розыска установили, что клиент скрывается в Сызрани, куда его поехала навестить жена. Оперативники хотели сопроводить ее, но не получилось. А вскоре разыскиваемый разбился на машине, родные молча его привезли и похоронили. Если бы его арестовали, глядишь, и жив бы остался. Жить, постоянно скрываясь и опасаясь, вредно для здоровья, недаром среди разыскиваемых больше половины — сердечники.
В отделении заслуженно гордятся тем, что при розыске, когда ищут параллельно с милицией, им обычно удается опережать коллег из другого ведомства. Нередко у них срабатывает оперативное чутье, несколько раз брали тех, кто приехал в город всего на несколько часов. А двоих задержали вообще, как шутят здесь, на унитазе — пошел человек в туалет, а на выходе его уже ждут. Некоторых должников государства оперативникам пока найти не удалось, в очень уж глубокое подполье уходят, задолжав миллионы рублей. Но в отделении уверены, что всех рано или поздно разыщут, если, конечно, живы их клиенты.
В советское время налоги, как и профсоюзные взносы, взимались с зарплаты автоматически, так что особо никого не волновали. А вот в период нашего дикого капитализма, когда многим полагается их платить добровольно, возникли серьезные проблемы. Если нет документов, свидетельствующих о получении денег, никто налогов с гражданина не требует. Ну а если засветился — извини-подвинься, надо платить, хотя и не хочется. Согласно судебной статистике, за уклонение от уплаты налогов в нашей стране в тюрьме почти никто не сидит. А если кого и сажают, то тут же амнистируют. Но, несмотря на такую гуманность, отдельные налогоплательщики пускаются в бега, играют в шпионов. И зачем им все это надо?