ГОТОВИТСЯ МАССОВАЯ ЭВАКУАЦИЯ ГАРАЖЕЙ

Установка отдельно стоящих гаражей в городе будет запрещена

Не исключено, что уже весной все самовольно построенные гаражи, а также отдельно стоящие, не входящие в границы гаражных кооперативов, будут вынесены в специально отведенные для них места. Проект соответствующего решения горсовета уже подготовлен специалистами департамента недвижимости. Изначально предполагалось, что средства на это мероприятие будут выделены из городского бюджета. По имеющейся у «КВ» информации, депутаты против такой постановки вопроса. Это значит, что финансирование работ по выносу гаражей будут осуществлять их владельцы.

Землей заведует мэр

Сегодня на территории города расположено более 60 тысяч гаражей. Однако из них только на 20 тысяч имеются договоры аренды. Остальные гаражи — это так называемый самострой. Но в скором времени, невзирая на то, есть у вас договор аренды земельного участка или вы довольствуетесь просто разрешением окружной администрации, гараж все равно будет вынесен на окраину города или за пределы жилого массива. Эвакуация, согласно проекту решения, не затронет те гаражи, которые находятся в составе гаражных кооперативов. Более того, после его принятия в городе больше не будут выдавать разрешения на установку отдельно стоящих гаражей. Исключение будет сделано только для инвалидов.

Проблема размещения гаражей в городе существует уже не один год. Почему же департамент недвижимости так рьяно взялся за дело только сейчас? Отчасти, говорят там, это связано с политикой нового руководства города. Еще в апреле 2001 году мэр Евгений БЕЛОВ издал постановление, согласно которому выделение земельных участков под размещение объектов окружного значения стало прерогативой главы города, а не его заместителей и глав округов. Раньше вопросы выделения земельных участков были в ведении округов. По сути, это и стало причиной бардака. Правда, доля вины окружных администраций ничтожно мала. По большому счету, основная причина — в несовершенстве самой системы выдачи разрешений.

К примеру, чтобы установить гараж, достаточно было любому гражданину написать заявление в окружную администрацию и практически без проблем получить разрешение. Федеральный закон, в котором прописано, где можно по санитарным нормам устанавливать гараж, а где нельзя, очень мягкий. Поэтому и в окружных администрациях особо не вдавались в санитарные тонкости и выдавали разрешения, мягко говоря, наугад. То есть не всегда учитывали и соблюдали условия о санитарно-защитных зонах города. К примеру, чтобы построить стоянку, надо пройти семь кругов ада, прежде чем тебе выдадут разрешение. При этом от решения СЭС зависит очень много.

С 1999 года, кроме разрешения на установку гаража, округа стали заключать с их владельцами еще и договоры аренды земельного участка. Правда, юридической силой эти договоры не обладали, поскольку не регистрировались в земельном комитете. Поэтому сказать, что их заключение хоть каким-то образом ужесточило систему выдачи разрешений, нельзя. Специалисты земельного комитета по-прежнему остались во всей этой цепочке ни при чем. Сравните, в соседних с Омском городах использование городских земель находится под жестким контролем. Соответственно, такого бардака, как в нашем городе ни в Новосибирске, ни в Тюмени нет.

Гаражная архитектура

В принципе, в подобной ситуации Омск оказался еще и потому, что у нас нет согласованности между различными структурами. В частности, речь идет о Главомскархитектуре и том же департаменте недвижимости. Так, еще в 1996 году Главомскархитектура сделал ставку на многоэтажные гаражи, а департамент недвижимости был больше склонен к тому, чтобы строились и одноэтажные гаражи. В результате строительство «одноэтажек» сократилось, и, как следствие, активизировался самострой, а также разбросанные по городу одиночные гаражи. Почему? Да хотя бы по той причине, что многоярусные гаражи, коих у нас очень мало, стоят очень дорого для большинства автовладельцев.

Теперь, спустя несколько лет, приходится в срочном порядке уничтожать следы мышиной возни между чиновниками. Проверка, проведенная специалистами департамента недвижимости и студентами школы милиции, показала, что многие временные гаражи сегодня не используются по прямому назначению. В большинстве из них находятся какие-то склады, ремонтные мастерские и прочее. Аренда земельного участка обходится их владельцам всего в 450-500 рублей в месяц. А это копейки по сравнению с теми доходами, которые они получают от своей подпольной деятельности.

Кроме этого, выявлена еще масса нарушений. Взять те же гаражи, которые якобы принадлежат инвалидам и которые не собираются выносить на окраины. Многие из них только числятся на инвалидах, а на самом деле используются другими лицами. При этом у одного и того же лица может быть несколько гаражей, которые он взял «напрокат» у льготника. Более того, сделано это для того, чтобы сдавать эти гаражи в аренду. Арендная плата у таких предприимчивых «автовладельцев» намного превышает ту, что они платят за землю. Как результат — городской бюджет недополучает приличные суммы.

На эвакуацию денег нет

Сейчас в департаменте всерьез озабочены гаражным вопросом. Одна из проблем, которую сегодня необходимо решить департаменту и депутатам горсовета, — финансирование. То есть — за чей счет будут выносить гаражи? Изначально предполагалось, что эти деньги будут выделены из бюджета. По последней информации, депутаты отказали департаменту недвижимости в проведении этих работ за счет бюджета. По всей видимости, финансирование ляжет на плечи самих же владельцев гаражей. Деньги, конечно, придется платить не очень большие, в пределах тысячи рублей, но все-таки. Одно известно точно, что ни один гараж не будет вынесен до тех пор, пока по нему не истек срок договора аренды, который заключается на год.