БИСТРОЕ ПИТАНИЕ

Точки быстрого питания бывают разные, но в тонкостях разбираются не все

Весь рынок быстрого питания условно можно разделить на два уровня: нижний — это киоски, а верхний — это кафе. Деление чисто условное и не зависит от качества продукции или уровня предоставляемых услуг. Так вот, клиентами первых, по идее, становятся те, у кого вечно не хватает времени на нормальный завтрак, а вторых — те, кто располагает временем, чтобы посетить такое заведение, скажем, во время обеденного перерыва и достаточно плотно поесть.

Игроки

Признанным лидером на рынке быстрого питания в городе Омске заслуженно считается ООО «СВС». В настоящее время в ведении этой фирмы находятся три киоска «Самые вкусные сандвичи», сеть кафе «Сибирские пельмени», ресторан «Старый Омск» и совсем новое кафе «На троих».

По мнению одного из хозяев ООО «СВС» Александра ТРЕТЬЯКОВА, сеть кафе «Сибирские пельмени» — самая крупная внутригородская сеть в Сибири. На сегодняшний день в Омске функционируют уже семь кафе, и открытие восьмого не за горами. Три своих киоска он расположил на остановках общественного транспорта, однако киоски ООО «СВС» не считает основным профилем.

Вся сеть «Сибирские пельмени» получает полуфабрикаты от собственного заготовительного предприятия, состоящего из трех ассортиментных «подразделений». Таким образом, кафе представляют собой как бы пункты быстрого разогрева «почти готовой» продукции. Посетителю такой маневр сулит действительно быстрое обслуживание, а руководителям ООО «СВС» — солидные барыши: количество мест в каждом павильоне очень неслабое. К тому же такая стратегия решительно отметает необходимость содержать большой «кухонный штат», что также весьма благотворным образом сказывается на бюджете организации.

Результатом этого трюка стало то, что ООО «СВС» удалось отхватить весьма неплохой кусок рынка. Поэтому лидерство этой организации ну никак не должно вызывать сомнений. Не вызывает.

Идем дальше. Сеть киосков «Пончики» (ИП Васильев) начала функционировать примерно три года назад. Основной упор делается на сладкую продукцию: покупателю предлагают фирменные обжигающе — горячие пончики и блины с сахарной пудрой, сгущенкой, джемом и прочими начинками. Для любителей чего посерьезнее есть бутерброды, сосиски в тесте, пицца и другие блюда быстрого разогрева. Они появились в меню киосков «Пончики» в результате сотрудничества с омским производителем такого рода продукции — предприятием «Смак-сервис». Кстати, со «Смак-сервисом» работает достаточно много предпринимателей рынка фаст фуд.

«Русская трапеза» (ИП Денисова) работает на нашем рынке уже два года с небольшим. Торгует это предприятие блинами с разнообразными начинками, причем пекут их тут же, буквально на глазах у заказчика. Идея такого блинного бизнеса и все оборудование для его начала была привезена из Москвы. Однако никто из тамошних бизнесменов рецептурой делиться не захотел, а приобретение франчайзинг-пакета — удовольствие очень и очень недешевое. Вот и пришлось специалистам «Русской трапезы» экспериментальным методом разрабатывать рецептуру с чистого листа, своими силами.

Пока в состав этой сети входят две торговые точки (это трейлеры), но в планах на будущее — установка еще как минимум трех. Есть идея соорудить и павильоны. Весьма «сиропное» место — около политеха. Студентов наверняка обрадует ассортимент: в киосках «Русской трапезы» он достаточно внушительный. Одного «эксклюзива», то бишь собственно блинов, я насчитал видов 25. Среди них — и сладкие блины с начинкой из бананов и шоколада, и традиционное русское лакомство — блины с красной икрой. «Русская трапеза» также сотрудничает со «Смак-сервисом», предлагая потребителю продукцию быстрого разогрева. Есть в арсенале этой сети фаст фуд и то, что выгодно отличает ее от конкурентов. Оба киоска «Русской трапезы» работают круглосуточно, и их работниками было замечено, что ночью основными клиентами являются таксисты, дежурные наряды милиции и патрули ГИБДД. И для служителей дубинки и наручников предлагаются специальные скидки с 12 ночи до 6 утра. Эта акция получила весьма романтичное название «Бессонный город». Да и названия блинов специфические: как вам нравится, например, «Ночной дозор» (с колбасой и маслом) или «Ночная бабочка» (с джемом)?

Еще один фигурант на омском рынке быстрого питания, попавший в наше поле зрения, — это ООО «Иден». Сия организация больше известна по сети летних кафе, которые она разворачивает в теплое время года. К сожалению, представители ООО «Иден» с корреспондентом «КВ» общаться отказались наотрез, видимо, заподозрив вашего покорного слугу в шпионском сговоре с конкурентами. Таким образом, что же представляет из себя схема организации работы этого предприятия — тайна сия велика есть. Шифруются. Что бы это значило?

Отказ разговаривать пробудил в корреспонденте «КВ» природное любопытство и вынудил его поближе познакомиться с историей ООО «Иден». Так вот, из достоверных источников нам стало известно, что у ООО «Иден» сменилось руководство: первый директор, который стоял у руля предприятия, г-н НЕЛЮБИН, переехал в Москву, оставив свое дело одному из преемников. Оказывается, эта организация — один из пионеров рынка быстрого питания. Начинала она свою деятельность в самый период зарождения рынка фаст фуд в нашем городе как такового. Теперь же конкуренция обостряется, и «Иден» стремительно теряет свои позиции. Сдается мне, одна из причин — сезонность работы. Другими словами, основная прибыль получается только летом, зимой же дело идет ни шатко ни валко, ведь собственная сбытовая сеть неразвита. Выручает свое заготовительное предприятие, продукция которого реализуется другим предпринимателям. По той же причине неважно идут дела и у еще одного из конкурентов — ООО «Тайм-аут». Но у этого предприятия только одна точка сбыта, а посему детальное рассмотрение его работы выходит за рамки этого обзора: не сеть это, хоть убейте.

Изучение меню ООО «Иден» показало, что выбор у желающего перекусить невелик: в списке всего-то около десяти наименований. Никаких «изюминок» там не ищите: ассортиментный перечень самый что ни на есть обычный. До безобразия. Хотя там есть все, что и полагается: пирожки, гамбургеры, сосиски в тесте и прочая незатейливая снедь. Но не более того. Приготовляется все это силами самого предприятия. Так что ООО «Иден» — «маленькая, но очень гордая птичка», предпочитающая обходиться без упоминавшегося уже «Смак-сервиса», который на этом деле, как говорится, зубы съел. Профильный бизнес, как-никак.

У нас — как всегда

Несмотря на то, что бизнес фаст фуд — дело богоугодное и прибыльное, ажиотажа вокруг него нет. Думается мне, связано это в основном с тем, что все необходимое стоит весьма и весьма недешево. Основная закавыка — в многочисленных проволочках, без которых никак не обходится оформление необходимых документов. Почему у нас в стане так — неизвестно. Только для заявки на сертификацию требуется заключение санэпидслужбы, утвержденный ассортиментный перечень, заключение пожарных, полный комплект учредительных документов и договор аренды места торговли. Но и для тех, кто уже работает, но чувствует возможность и потребность к расширению, все далеко не безоблачно. Очень много головной боли предпринимателям доставляет «выбивание» нового места под трейлеры или киоски. К этим самым киоскам-трейлерам чиновники относятся весьма и весьма предвзято, считая, что такие вот новообразования сильно портят городской ландшафт. Во как. Кто бы мог подумать!.. Предприниматели же с этим мнением не согласны, и вполне справедливо. Трейлеры оформлены довольно нарядно и не выглядят артефактами даже на центральных улицах города.

Со своей колокольни

Рынок фаст фуд — хоть и не Восток, но тоже дело тонкое: всем угодить как бы и нереально. Поэтому омские сети фаст фуд не предлагают совершенно полный ассортимент чисто своей, эксклюзивной продукции, который удовлетворил бы и сладкоежек, и любителей чего посерьезнее. А посему многие сотрудничают с поставщиком продукции быстрого разогрева «Смак-сервисом» (всякие бутерброды, пицца и прочее). Видимо, предприятие снискало себе славу производителя качественного товара, и даже отсутствие собственной сбытовой сети его руководителей нисколько не смущает. Хотя опыт подсказывает, что для наиболее полного удовлетворения запросов продавец должен предлагать максимально широкий список позиций. И процесс уже пошел: Ольга ДЕНИСОВА, генеральный директор «Русской трапезы», одну из выигрышных стратегий бизнеса видит именно в расширении ассортимента.

Хотя вообще-то настоящей конкуренции на омском рынке фаст фуд пока еще нет. Киоски мирно сосуществуют и не умирают даже на таком бойком месте, как площадь у магазина «Голубой огонек». Там их целых пять штук! У каждой сети — своя рыночная ниша. Это, конечно, не очень хорошо для потребителя: невелик выбор и нет той конкурентной борьбы, которая оттачивала бы уровень обслуживания, заставляла бы предпринимателей стремиться к идеалу. Но сегодня ни о какой конкуренции не может быть и речи: тот, кто хочет спокойно и достаточно плотно пообедать, выберет, например, «Сибирские пельмени», а не тощий пончик, пусть даже в сахарной пудре. Положение обычно меняется лишь с приходом лета, когда чуть ли не на каждом углу разворачиваются летние кафе с тем же самым немудреным ассортиментом: пицца, бутерброды да гамбургеры. Плюс еще один и, пожалуй, самый главный «манок» — пиво. Впрочем, это уже совсем другая история…