ОМСКОЕ МЕТРО. ЧТО ДАЛЬШЕ?

"В канун Нового года градостроительным советом был рассмотрен важнейший вопрос: комплексное развитие городского пассажирского транспорта. Совет одобрил, а исполком горсовета на специальном заседании согласовал один из пяти проектов, представленных Московским государственным институтом коммундортранса

Этот проект предусматривает строительство в Омске метрополитена, который, по единодушному мнению специалистов, решит многие жизненно важные проблемы горожан: значительно улучшит сообщение между удаленными районами города, уменьшит загазованность воздуха выхлопами автотранспорта и т. д.»

«Вечерний Омск», 1 января 1979 г.

Так начиналось интервью с главным архитектором Омска Альбертом Каримовым, которое вышло в свет в дебютном номере «Вечерки». Как и тогда, наш корреспондент встретился с Альбертом Михайловичем — он по сей день возглавляет Главомскархитектуру.

— Помните свои слова из 1979 года? «Метрополитен — агитировать за него не приходится… Ориентировочно горожане получат этот удобный вид транспорта к 2000 году». Так где метро, Альберт Михайлович? — Моя позиция по этому вопросу остается неизменной: метрополитен нужен Омску как воздух и в прямом, и в переносном смысле. Существующие магистрали, как видите, не способны вместить громадное количество автотранспорта, которое есть сегодня. Колоссальная загазованность улиц, постоянные пробки, из-за чего снизилась скорость движения. Кроме того, метро способно решить вопросы передвижения по городу в суровое зимнее время за счет подземной урбанизации. Это и новый, если хотите, столичный образ жизни. Это будущее Омска, наших детей, внуков.

Планы же расстроились на самом решающем этапе, и причем на местном уровне. Проект был готов, нужно было добиться финансирования. Однако некомпетентные общественные деятели и недальновидные градостроители на первой волне демократии ударились в демагогию. Мол, зачем нам метро, важнее решить текущие социальные проблемы… И такая популистская позиция приносила политические очки.

Она же сыграла и при определении городов, где ожидалось появление метро: в Политбюро КПСС и Госплане СССР отдали наши деньги в другие города, в частности в Свердловск. Теперь там есть метрополитен… Мы же остались ни с чем. Кстати, тогда же были похоронены и другие важнейшие проекты: мусоросжигательный завод, завод офсетных красок, главный канализационный коллектор.

Сейчас омским губернатором принято мудрое решение: возобновить строительство метромоста. Он должен быть готов в 2003 году. А в ближайшее время в Москве будет представлена новая программа строительства омского метро. Согласно этому проекту, в 2008 году должен быть запущен первый участок. Он свяжет Левобережье — район автовокзала — с правым берегом Иртыша около магазина «Все для дома» на Красном Пути. Всего же планируется три «ветки». Первая соединит левый берег и Московку, вторая — городок Нефтяников и железнодорожный вокзал, третья — Амурский поселок и старый Ки-ровск. Таким образом, в центре Омска получится своеобразное кольцо — пересадочный узел, откуда омичи смогут отправиться в любой район.

Как видите, поменялась лишь тактика строительства. Сначала нужно завершить самый трудоемкий и затратный участок — метро-мост.

Если программа будет утверждена и получит должное финансирование, то к 300-летию Омска метрополитен все же станет реальностью.

— И на том спасибо.